Владимир Левченков
Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.)
Предметы и явления в окружении обладают рядом свойств, которые возможно распознать с помощью ощущений и восприятий, например цвета, формы, запаха, перемещения тел в пространстве, и с помощью их обобщения с помощью мышления.
Публикация «Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
В большом психологическом словаре излагается «мышление (англ. thinking) — психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. М. постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества» [4, с. 278].
Мышление у детей дошкольного возраста опирается на представления, образы. Основы развития мышления ребенка закладываются еще в раннем детстве. Мухина считает «От решения задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению в уме с помощью элементарных мыслительных действий, используя образы. Иными словами, на основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Вместе с тем у детей формируются первые обобщения, основанные на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющиеся в слове.» [1, с. 238]
По мнению В. С. Мухиной «В игре, рисовании, лепке, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Дети обнаруживают и используют зависимость между степенью влажности глины и ее податливостью при лепке, между формой конструкции и ее устойчивостью, между силой удара по мячу и высотой, на которую он подпрыгивает, ударяясь о пол, и многие другие. Развивающееся мышление дает детям возможность предусматривать заранее результаты своих действий, планировать их.» [1, с. 238-239]
В процессе общения ребенка с людьми, при помощи слов обобщает явления, предметы, рассуждает о явлениях. Например, разговаривая с ребенком о птицах мы их обобщает, и выделяем их разновидности: синица, воробей, сорока, курица. Развитие мышления у детей дошкольного возраста происходит постепенно с помощью взрослого, опирается на собственный опыт и знания переданные от взрослого, накопленные многими поколениями.
Развитие ребенка интеллектуально происходит в процессе предметной деятельности и общения. В результате чего создаются примерные группировки предметов в группы.
Мухина В. С. считает «Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, формирующиеся мыслительные действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками — словами, числами и др.» [1, с. 241]
Мышление, которое осуществляется при помощи действий со знаками,- является отвлеченным. Отвлеченное мышление подчиняется закономерностям логики и называется логическим мышлением.
Образное мышление помогает ребенку усвоить представления о предметах, как в общих чертах, так и в деталях.
«Образное мышление оказывается достаточно эффективным при решении таких задач, где существенными являются свойства, которые можно себе представить, как бы увидеть внутренним взором. Так, ребенок представляет себе превращение снега в воду, движение мяча по асфальтовой дорожке и по покрытой травой полянке и т. п. Но часто свойства предметов, существенные для решения задачи, оказываются скрытыми, их нельзя представить, но можно обозначить словами или другими знаками. В этом случае задача может быть решена с помощью отвлеченного, логического мышления. Только оно позволяет, например, определить подлинную причину плавания тел. Можно представить себе плавание деревянного бревна или пустого ведра, но соотношение удельного веса плавающего тела и жидкости можно обозначить только словами или соответствующей формулой.» [2, с. 195]
Наглядно-образное мышление ребенку позволяет с помощью слов отразить представления о действиях, предметах, явлениях и другом. При специально организованном обучении у ребенка данное мышление развивается.
Ребенок дошкольного возраста сензитивен к постепенному развитию образного мышления. Образное мышления является основой творчества ребенка и новых открытий.
Для развития мышления у ребенка дошкольного возраста необходимо использовать различные игры и упражнения. Например, «Упражнение “Что лишнее”. Выбрать из нескольких карточек с картинками изображение с лишним предметом.
Упражнение “Опиши словами”. Открывая карточку с картинкой, и не показывая ее другим игрокам нужно постараться описать словами, что изображено у тебя на картинке, при этом само название предмета называть нельзя.
Игра “Нравится - не нравится”. Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится - мягкая, приятная на ощупь, игручая, ловит мышей…; не нравится - царапается, убегает и т. д.
Игра “Назови одним словом”. Называем несколько предметов одним словом. например, при названных словах тарелка, чашка, ложка - нужно озвучить слово “посуда”.
Игра “Бывает - не бывает”. Вариант игры “съедобное -не съедобное”. Бросаем мяч и говорим правду либо небылицы. При правильной фразе ребенок мяч ловит, при обнаружении ошибки - нужно мяч отбросить. Примерные небылицы: самолет плывет по морю, квадратный мячик, соленый сахар.
Игра “Отвечаем быстро”. Тоже игра с мячом. Взрослый бросает мяч ребенку с названием предметов (существительным, а ребенок должен быстро назвать прилагательное. Можно договорится что малыш будет называть только цвета предметов. Например: огурец - зеленый, солнце - желтое, потолок - белый… Как вариант, можно игру усложнить: взрослый будет говорить то существительные, то прилагательные по очереди. Если игрок сказал ответ невпопад, и он не соответствует действительности - родитель и ребенок меняются местами» [3] и другие.
Развитие мышления ребенка выражается в усложнении и возникновении способов, форм мыслительной деятельности и их изменении. При этом у ребенка появляется мотивация к мыслительной деятельности. Мышление развивается в деятельности человека на протяжении всей жизни. Мышление на каждом возрастном этапе имеет свои характерные особенности.
Литература:
1. Мухина В. С. Детская психология : Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера. —2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1985.—272 с
2. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. —М., 1978.- 453с.
3. Источник в сети интернет https://www.babylessons.ru/razvitie-myshleniya-igry-i-uprazhneniya-dlya-detej/
4. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. М. : 2003. - 672 с.
Примечание : перепечатывание всего и любой части данного текста без разрешения автора запрещено!