Скуратова Ольга
Сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
1. Особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью
Основным признаком состояния этих детей является недоразвитие познавательной деятельности. Недоразвитие и недостатки познавательной деятельности проявляются у них и в сенсорно-перцептивном освоении окружающего мира (Перцепция - восприятие,непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). У детей оказывается ^сформированной зрительно-двигательная координация, отсутствует ориентировка на свойства в действиях с предметами. В их арсенале нет поисковых проб, а реализуются манипулятивные действия.
Публикация «Сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью на занятиях по изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
При возникновении затруднений действия детей становятся хаотиче-скими, неадекватными либо вообще прекращаются. Времени, которое требуется для оптимального восприятия нормальному ребенку, обычно бывает недостаточно ребенку с интеллектуальной недостаточностью.
Установлены и другие нарушения: образ восприятия беден деталями, так как ребенок не замечает некоторых частей и свойств объектов, что приводит к схематическому, упрощенному отражению объектов.
Еще более затруднено восприятие ситуации: ребенок с интеллектуальной недостаточностью замечает в ситуации значительно меньше объектов и свойств, чем его нормально развивающийся сверстник.
Вместе с тем дети раннего и дошкольного возраста с нарушенным интеллектом, как и с нормальным, имеют органические предпосылки сенсорного развития. Они способны к соотнесению основных цветов спектра, различению основных геометрических форм, дифференциации предметов по величине.
Однако этих предпосылок недостаточно для самостоятельного первоначального освоения ребенком человеческого опыта. Необходимо специальное обучение - целенаправленный процесс сенсорного воспитания как в норме, так и при нарушениях интеллектуального развития.
2. Задачи сенсорного воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Основными задачами в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста являются:
- создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;
- формирование обобщенных способов обследования предметов, их свойств и отношений;
- усвоение необходимой сенсорной базы;
- своевременное и правильное соединение опыта со словом;
- развитие аналитического восприятия;
- формирование плана представлений.
Указанные задачи являются общими как для нормально развивающихся, так и для детей с интеллектуальной недостаточностью.
На основе общих задач можно выделить ряд конкретных задач сенсорного воспитания в изобразительной деятельности, разделив их на последовательные этапы работы.
Подготовительный этап:
- формировать навык зрительного сосредоточения на игрушке, находящейся у ребенка или педагога в руке, умения брать игрушку, удерживать ее в руках продолжительное время, наблюдать за действиями педагога и совершать элементарные исследовательские действия - рассматривать, сжимать, перекладывать и пр. ;
- формировать у детей ладонный хват;
- развивать умение находить знакомые игрушки по их словесному обозначению; самостоятельно называть их, правильно реагировать на просьбу взрослого;
- формировать умение длительно сосредотачивать внимание на игрушке, выполнять подражательные манипулятивные действия в течение продолжительного времени, совершать действия обследования, направленные на выявление свойств и качеств предметов (цвета, формы, величины, фактуры материала, выбирать предмет по образцу из двух предложенных, группировать предметы по одному признаку;
- обучать элементарным приемам работы красками.
I этап:
- формировать более точные и координированные движения (необходимо учить учитывать форму и величину предметов при их захвате, обучать захватывать предметы щепотью);
- формировать навыки выполнения более сложных подражательных действий по показу педагога, выполнения действий примеривания, прикладывания, наложения, обследования поверхности предмета;
- продолжать упражнения по группировке предметов по цвету, форме (объемные предметы) и величине, формировать умение действовать со сборно-разборными игрушками, выполнять манипуляции с деталями детского строительного материала;
- обучать умениям в лепке выполнять формообразующие движения руками, работать с трафаретом в аппликации;
- формировать умения действовать с большим количеством предметов, выделять предметы одного цвета в группе разнородных предметов, группировать геометрические фигуры, выполнять элементарные постройки из детского конструктора по подражанию (из однородных элементов одинаковой величины, передавать простую форму предмета при действиях с пластилином.
II этап:
- способствовать овладению навыками обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признаком среди нескольких, выстраивать сериационный ряд (по величине) из 3-4 предметов, закреплять полученные представления в ходе дидактических игр, действий с разборными игрушками, развивать умения выполнять простые постройки из детского строителя по показу педагога, используя разновеликие однородные детали, при работе с бумагой составлять из готовых геометрических форм узор в полосе, предметную аппликацию;
- закреплять представления о цвете, форме и величине предметов, умения самостоятельно называть их, использовать результаты обследования в дидактических играх, упражнениях, действиях с разборными игрушками, выполнять постройки из строительного материала, используя детали различной формы; при работе с бумагой составлять из готовых геометрических форм предметную аппликацию.
III этап:
- обучать умению использовать внешние признаки при выполнении предметных действий и в ходе продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании);
- формировать умение выполнять постройки из строительного мате-риала, используя детали различной формы;
- обучать умениям при работе с бумагой составлять из готовых геометрических форм узор в полосе, предметную аппликацию;
- обучать в процессе формирования представлений об окружающем мире и развитии речи умению описывать предметную картинку, используя результаты ее анализа (цвет, форма целого и его частей и пр.) совместно с педагогом.
На основе вышеизложенных задач можно сказать, что основная задача сенсорного воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы формировать у них такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов в изобразительной деятельности, конструировании, труда в природе, звукового анализа слов и так далее. Ведь осуществление сенсорного воспитания в системе различных видов продуктивной деятельности позволяет раскрыть перед детьми такие свойства предметов, с которыми они не сталкиваются в других условиях.
3. Организация процесса сенсорного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и содержание обучения
Изобразительная деятельность
Становление изобразительной деятельности и конструирования у детей с интеллектуальной недостаточностью начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в процессе и результате и направлено на:
- формирование способов обследования предметов;
- развитие интереса к определенному виду деятельности;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- совершенствование ручной моторики;
- формирование умения анализировать предметы, их свойства и качества;
- передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством рисунка, аппликации, лепки, конструкции.
В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи: что-то слепить, построить, наклеить и т. д. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки, но и умение предварительно рассмотреть тот предмет, который должен быть воплощен в лепке, конструкции или аппликации.
Дети, как правило, еще не умеют самостоятельно достаточно полно и правильно рассматривать предметы, тем более, что поставленная перед ними практическая задача что-то сделать воспринимается как главная, и они стремятся как можно скорее перейти к ее осуществлению. Поскольку при этом процесс предварительного ознакомления с предметом фактическим дети игнорируют, то делаю много ошибок или вообще не могут выполнить задание.
Задача педагога на этом этапе сенсорного воспитания состоит в том, чтобы подвести детей к осознанию необходимости предварительного подробного ознакомления с предметом, организовать обследование этого предмета до начала продуктивной деятельности.
Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:
- восприятие целостного облика предмета;
- вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (величина, форма и т. д.);
- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа);
- вычленение более мелких частей предмета и установление их про-странственного расположения по отношению к основным частям;
- повторное целостное восприятие предмета;
- определение цвета.
Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, потому он может быть назван обобщенным.
В тех случаях, когда на занятиях невозможно показать предмет и дается только его изображение, нужно учить детей способам обследования картинки, которые по существу, те же самые, что и при обследовании предмета.
Усвоив способы обследования предмета, картинки, дети смогут применять их не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Это будет способствовать накоплению личного сенсорного опыта.
Передача различных свойств предметов в разных видах деятельности достигается по-разному: так, форма предмета в лепке передается объемно, а в аппликации - плоскостно. В связи с этим характер сенсорного освоения свойств предмета перед передачей их в том или ином виде деятельности будет различным.
Если ребенок должен освоить объемную форму, этому поможет включение в обследование осязательного восприятия, ощупывание предмета. Еслиформа изображается контуром, то сенсорное освоение свойств предмета должно быть направлено на восприятие его контура.
Важным моментом для последующего изображения является включе-ние в обследование движения. Последовательное обведение контура предмета глазом, рукой, ощупывание его способствует четкому восприятию формы предмета, его частей. Движение руки по предмету организует восприятие, способствует уточнению представлений детей о форме предмета, его конфигурации.
Ребенок не только ощущает само движение, но и воспринимает то изображение, которое возникает в результате движения рук. Постепенно он начинает осознавать зависимость изображения от производимого движения, зависимость качества и характера изображения от качества и характера движения.
У детей формируются обобщенные представления о том, что изобра-жение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений.
Это очень важный момент в обучении изобразительной деятельности : без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира.
Начиная лепить, вырезывать и наклеивать, ребенок сталкивается с новой проблемой - воспринятое надо изобразить, перенести на бумагу, пластилин. В одних случаях ребенок, создавая изображение, непосредственно воздействует руками на материал (лепка, обрывание бумаги, в других - с помощью предметов - орудий (ножниц, кисти). Во всех случаях нужно владеть ка- ким-то минимумом технических навыков обращения как с инструментом, так и материалом.
Формирование изобразительных движений в процессе обучения лепке, аппликации включает обучение умениям правильно держать инструменты и пользоваться ими; умениям сознательно управлять движениями своих рук, добиваясь нужного качества линий, форм в зависимости от задачи изображения; умениям придавать движению руки с инструментом (аппликация) и безнего (лепка) любое направление, сознательно изменять его в соответствии с формой изображаемого предмета, величиной его частей, их расположением.
Овладение техникой изобразительной деятельности, необходимой для создания изображения, связано с сенсомоторным развитием ребенка. Производя то или иное движение в лепке или аппликации, ребенок испытывает мышечно-двигательные ощущения: он чувствует силу сжимания и разжимания рычагов ножниц, воспринимает движение руки с кистью по бумаге, силу давления на комок пластилина при раскатывании. Одновременно происходит и зрительное восприятие.
Представления о предметах, сформированные у детей в результате обследования, используются затем при создании изображений, где данный предмет включается в сюжет, в какую-то жизненную сценку.
Создание сюжета требует не простого повторения изображения одного и того же предмета, а внесение каких-то изменений.
Изменения, вносимые в изображение предмета, создают подвижные представления, которыми ребенок будет широко пользоваться в изображении сюжета и в тех случаях, когда включается работа воображения. Таким образом, и занятия сюжетного характера, и занятия, требующие участия воображения, строятся на сенсорной основе.
Важную роль в сенсорном развитии играют занятия декоративного характера (аппликация, рисование). На этих занятиях уточняются и обогащаются представления детей о геометрических формах, так как эти формы как фон дети получают в готовом виде и на них составляют узор. Кроме того, дети часто создают узоры из мелких геометрических форм, иногда внося в них изменение - разрезая одну форму и получая новую. Это способствует формированию представлений о возможности видоизменять форму, создавать из одной другую, познавать форму в динамике.
В декоративном творчестве очень важный компонент - пространственная композиция узора. В процессе декоративной работы закрепляются некоторые пространственные представления: углы, середина, слева, справа, верх-низ, выше-ниже и т. д.
Рассматривая с детьми декоративное оформление какой-то вещи, важно обратить внимание на композицию узора, предложит сказать, как украшена середина, найти ее, показать уголки, определить расположение элементов узора по отношению к середине, сторонам, углам.
В декоративном рисовании важную роль играет цвет. Узоры могут быть по-разному решены в цвете: они могут быть построены на контрастных сочетаниях цветов, на мягких переходах оттенков одного цвета, решены только в теплой или только в холодной гамме. Знакомство с народным декоративным искусством побуждает решать декоративную композицию в определенной цветовой гамме, способствует развитию у детей чувства цвета.
Таким образом, в процессе декоративного творчества на занятиях аппликацией дети на основе восприятия получают первоначальные представления о формах, пространственном расположении элементов, ритме, цвете.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в процессе изобразительной деятельности обеспечивается сенсорное развитие ребенка, а это имеет большое значение для развития личности ребенка и его способности к продуктивной деятельности вообще.
Конструирование
Конструирование - важнейший вид деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами - надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию, образцу, собственному замыслу.
Конструктивную деятельность детей с интеллектуальной недостаточ-ностью необходимо формировать в ходе развития предметных действий, восприятия и подражательной способности.
На начальном этапе знакомство с конструкторской деятельностью начинается с конструктивных игр, которые направлены на решение целого круга коррекционных задач:
- обогащение сенсорного опыта;
- закрепление первичных представлений о цвете, форме, величине, строении объектов деятельности, расположению в пространстве их элементов по отношению к друг другу;
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
На данном этапе важно сформировать обобщенные способы обследо-вания предметов, основные моменты которых характерны для многих видов обследования (в частности - для лепки, аппликации) и изложены выше.
В процессе наблюдения и обследования предмета дети получают представления о его назначении в жизни, а также о закономерной связи между формой предмета, его размерами или размерами его частей.
На последующих этапах начинается целенаправленное, систематиче-ское формирование конструкторской деятельности. Дети овладевают способами моделирования объектов, учитывая их пространственные свойства: устойчивость деталей; различные сочетания их в постройке, обеспечивающие ее прочность; пространственные положения одной детали относительно другой.
Формой организации конструктивной деятельности на данном этапе будут конструирование по образцу и конструирование по условиям.
Используемые приемы:
- наблюдение натурального объекта;
- показ и анализ образца;
- объяснение последовательности и способов выполнения постройки;
- постановка задачи проблемного характера.
Выполняя действия по подражанию, дети начинают совместно с педа-гогом создавать простейшие постройки из кубиков, играть с этими конструкциями, называя их словом. Педагог подводит детей к пониманию того. Что постройки отражают реальные предметы.
В ходе целенаправленной работы у детей с нарушением интеллекта формируются элементы предметно-игровой деятельности : они овладевают игровыми действиями и умением выполнять постройки по образцу, усваивают некоторые пространственные отношения между элементами конструкций и поделок.
В процессе создания построек дети учитывают особенности деталей строительного материала (высокий - низкий, длинный - широкий, большой - маленький и т. д., познают пространственные отношения предметов, овладевают способами преобразования предметных отношений в процессе надстраивания, пристраивания, комбинирования предметов и элементов внутри их.
Важно научить ребенка с интеллектуальной недостаточностью анали-зировать и оценивать процесс работы и итог. Во время анализа целесообразно обращать внимание на то, какими способами пользовались при создании постройки, чему научились новому. При оценке детских работ необходимо замечать эстетические качества поделки.
Для привлечения детей к активному процессу анализа необходимо использовать различные приемы, например, вопросы. Вопросы должны заставлять ребенка думать над тем, в какой степени выполненная работы удовлетворяет поставленным в начале занятия задачам. Детей нужно научить осознавать свои действия и действия товарищей, подмечать достоинства и недочеты в собственной работе и работе других.
Таким образом, конструктивная деятельность значительно расширяет содержание сенсорного воспитания, так как формирует восприятие и представления детей о многообразии свойств окружающих предметов, развивает умение замечать и выделять незначительные различия формы, цвета и других свойств предметов.