светлана молчанова
Консультация для родителей «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого воображения
на занятиях по изобразительной деятельности.
Цель: Познакомить родителей с основными приемами работы, используемые в изобразительной деятельности, направленные на развитие у детей воображения и формирования умений, связанных с художественно - образным отражением предметов и явлений окружающей действительности, по программе «Из детства в отрочество».
Публикация «Консультация для родителей „Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Здравствуйте, уважаемые родители. Меня зовут Светлана Евгеньевна, я работаю воспитателем по изобразительной деятельности.
В нашем детском саду мы отводим важное место развитию у детей воображения, творческих способностей, фантазии.
Используя в своей работе программу «Из детства - в отрочество», мы целенаправленно способствуем эстетическому развитию детей, связанных с отражением художественно – образных явлений окружающей действительности.
Воображение, как процесс создания новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий, складывается постепенно с опорой на речь, восприятие, память и некоторые операции мышления. Л. С. Выгодский указывал, что воображение строится из элементов, взятых из действительности, поэтому находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия опыта. В связи с этим одним из путей развития воображения является расширение детского опыта и понятийного мышления. Развитие воображения предполагает не только опознание и осознание образа, но и его самостоятельное построение и воплощение.
Каждый художник и любой творческий человек живет и действует, творит, чувствует и мыслит по-своему. Каждому из таких людей мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному понятных ощущений и желаний. Дети особенно эмоциональны. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас необъяснимыми сочетаниями цвета, формы, невероятностью событий. Например, голубой слон, шагающий дом, красный дождь и многое другое можно увидеть на их рисунках.
Что же побуждает человека к творчеству?
В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в развитии изобразительного творчества :
• от возникновения образа в сознании ребенка – к выбору средств выразительности;
• средства выразительности подсказывают выбор темы и способы воображения;
• теория «неожиданных случайностей» или стихийное воз-никновение образов и их дальнейшее преобразование («Заколдованные картинки»,
Последний вариант особенно интересен детям и вызывает бурю вос-торга неподдельное удивление.
Дети с большим интересом путем дорисовки заданных форм изобра-жают предметную или сюжетную картинку. Начинаем с самых простых геометрических фигур – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, они также могут использоваться в сочетании друг с другом. (Родителям демонстрируются заданные образы).
Перед выполнением задания, я рассказываю историю о том, как злой волшебник заколдовал Царство Добра, всех жителей, животных, птиц, растения, деревья в геометрические фигуры, предлагаю детям превратиться в добрых волшебников и расколдовать Царство Добра, но расколдовать их можно при условии, если заданные формы будут дорисованы до целостного изображения с развитием сюжета.
Дети по-разному реагируют на геометрические фигуры. Воображение одних будит круг. Он ассоциируется с часами, мячом, тарелкой и т. д. Для других ближе треугольник (крыша дома, шапочка и т. д.) Поэтому необходимо предоставить детям возможность самостоятельного выбора формы.
Такие занятия помогают развивать воображение детей, побуждают устанавливать сходство между разными геометрическими формами и предметами и явлениями окружающей действительности.
Далее я предлагаю детям листы с наклеенными на них геометрическими фигурами, вырезанными из цветной бумаги. Теперь стало гораздо труднее что – либо распознать в них, так как формы надо «расколдовать» с учетом заданного цвета. Каждому ребенку предоставляется возможность самостоятельно выбрать листок с теми или иными цветными геометрическими формами и дорисовать их до предметной или сюжетной картинки.
Следующий этап работы в формировании у детей умений, связанных с художественно – образным отражением предметов и явлений окружающей действительности – побуждать устанавливать сходство между абстрактными кусочками ткани и предметами, получая путем дорисовывания целостного изображения. Юным волшебникам предлагается новое, трудное задание - внимательно рассмотреть все листы с наклеенными кусочками ткани, выбрать тот, который им наиболее интересен, в котором ребенок «узнает» тот или образ и «расколдовать» его, дорисовав полностью сюжетный рисунок.
Принцип проведения таких занятий – от простого к сложному. И далее «Волшебные картинки» более усложняются. Детям предлагается «расколдовать» листы с наклеенными мелкими предметами, бросовым материалам (пуговицы, бантики, колпачки, и т. п.).
Не менее интересны и полезны детям, для развития их творческих способностей и воображения такие упражнения, как - «На что это похоже?», «Волшебная ладошка», «Заколдованная буква», «Разгадай, кто спрятался за….». (Родителям предлагается рассмотреть игры и упражнения по данной тематике).
Таким образом, данные занятия помогают :
• Развивать творческое воображение;
• Учить детей рисовать по представлению;
• Учить видоизменять, преобразовать имеющие представления и создавать на этой основе относительно новые образы;
• Побуждать использовать соответствующие выразительно – изобразительные средства для воплощения задуманных образов.
Сейчас я хочу тоже предложить вам «расколдовать» такие же «заколдованные» листочки, самостоятельно выбрать, какой вам ближе по образу и интереснее для вас. Далее предлагаю родителям выбрать листочки с разными геометрическими фигурами, кусочками ткани, наклеенными мелкими предметами и т. п. и попробовать реализовать свои возможности в выбранном «заколдованном» рисунке.
Уважаемые родители, в заключении хочу обратить ваше внимание на выставку рисунков детей «Образ в моем воображении», и согласитесь, рас-сматривая законченные рисунки, порой трудно поверить, что из одного кусочка ткани или геометрической фигуры, приклеенных на лист бумаги, мог родиться целый сюжет. Действительно детская фантазия не знает преград.
Я рекомендую вам поиграть с детьми в предложенные игры и упраж-нения, кроме того дома, на прогулке находить ассоциативные образы, сходство между простыми предметами и возникающими у детей необычными, творческими образами.
Надеемся на сотрудничество с вами. Спасибо за внимание.
Литература:
Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие до-школьников. М. «Просвещение», 2006
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. «Просвещение», 1991
Кравцова Е. Е Разбуди в ребенке волшебника. Издательство «Просвеще-ние», 1996
Страунинг А. М. Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности. Ростов-на-Дону, 1992