Елена Давыдова
Использование логопедических приёмов на уроках по речевой практике в 1 классе для детей с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Специальная коррекционная общеобразовательная школа №4 обеспечивает специальное образование для детей с интеллектуальным недоразвитием. Основное внимание в этой школе уделяется не уровню образования, а социальной адаптации и профессиональной трудовой подготовке. Адекватность поведения и приспособлеия умственно отсталого человека к жизни в значительной степени определяется уровнем его общего развития: моторики,речи,знаниями,умениями.
Публикация «Использование логопедических приёмов на уроках по речевой практике в 1 классе для детей с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Определяя значение специальной работы по развитию речи детей с интеллектуальными нарушениями, нужно исходить из неразрывной связи мышления и речи в психической деятельности человека. Речь считается одним из показателей умственного развития ребенка. При умственной отсталости в общей структуре дефекта всегда наблюдается как вторичное отклонение и недоразвитие речи. Поэтому развитие речи является одной из важнейших задач коррекционно - педагогической раюоты с детьми с нарушением интеллекта.
В 1 А классе обучается всего 11 детей, из них:
8- сречевым заключением Системное недоразвитие речи (СНР)
2- Общее недоразвитие речи (ОНР)
1-речь сформирована в достаточной мере,но не развита мелкая моторика, отсутствуют графические навыки.
10 детей обучаются по программе ФГОС вариант 1, 1 ребенок с тотальным недоразвитием ВПФ с генетическим нарушением поФГОС вариант 2.
Рабочая программа ориентирована на учебник: «Устная речь»для 1 класса СКШ 8 вида, автор С. В. Комарова, Москва, Просвещение» 2014. Уроки по речевой практике проводятся 2 раза в неделю и направлены на решение таких задач как:
-формировать у детей общеречевые навыки
-развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношения слов
-постоянное повышение речевой мотивации учащихся
-одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической)
-организация связных высказываний школьников.
Если говорить о структуре урока то выделяются 4 основных этапа:
1. Организационный момент
2. Работа с учебником
3. Практическая работа
4. Итоги урока
Для проведения организационных моментов мною были выбраны такие приемы логопедических занятий как :
-самомассаж (массаж лицевой мускулатуры, массаж рук и пальцев)
-артикуляционная гимнастика
-дыхательная гимнастика
-пропевание гласных звуков (с движениями,с различной силой и высотой звучания
-«бубнилки»,т. е слоговые динамические упражнения
Цель этого этапа- подготовка артикуляционного аппарата к работе над лексическим материалом. Упражнения вводятся в виде концентрической системы с постепенным усложнением.
В 1-й четверти-обучение самомассажу
-артикуляционная гимнастика
-дыхательнаягимнастика
Во 2-й четверти добавочно к предыдущим упражнениям
-пропевание гласных звуков (постановка правильной артикуляции)
-«бубнилки»
В 3-й четверти- пропевание гласных звуков с движениями
-пропевание гласных звуков с различной силой и высотой звучания
В 4-й четверти-автоматизирование упражнений
Результаты:
О-отсутствует
Н-низкий уровень
С-средний уровень
В-высокий уровень
Общая моторика. Речевое дыхание Гласные звуки Согласные звуки Мелкая моторика Произнесение слов
Ф. И ученика 1ч 4ч 1ч 4ч 1ч 4ч 1ч 4ч 1ч 4ч 1ч 4ч
А. Владик н с н с с в н с о н н н
Б. Айсен н с с в с в н с о с о н
Б. Эдгар о о н н о н о о о о о о
В. Антон н в в в с в с в н в с с
В. Саша н в о с н с о с н с о н
Г. Ангелина н с н с н с н с о с с в
З. Слава о о о н о н о с о с о н
И. Снежана н с в в в в в в о н в в
М. Никита н в в в в в с с с в с с
Р. Леня о с н с н с о н о н о н
Т. Дима о н о н н с о н о н о н
Таким образом можно сделать выводы,что логопедические приемы в начале урока по речевой практике показывают свою результативность в овладении умственно отсталыми детьми речевыми навыками. Помогают в развитии пространственной ориентировки, постановке речевого дыхания и звукопроизношения.
Литература:С. В. Комарова «Устная речь»1 класс,Москва,Просвещение,2011
О. И. Крупенчук,Т. А. Воробьева «Исправляем произношение»,С. -Петербург,2009
О. В. Епифанова «Автоматизация и дифференциация звуков»,Волгоград,2015