Наталья Щечилина
Опыт работы по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на тему:
«Сенсорное развитие
детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни»
воспитатель МБДОУ «Детский сад №102»
Щечилина Н. В.
город Нижний Новгород
2018
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других качествах предметов.
Публикация «Опыт работы по теме „Сенсорное развитие детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает.
Понимая важность этой проблемы и с целью выявления уровня сенсорного развития вновь поступивших детей, мы провели обследование, которое показало:
Узнают и называют цвет предметов-2 из17
Различают и называют форму предметов-2 из17
Различают и называют величину предметов-3 из17
Называют свойства предметов-2 из17
Из проведённого обследования сделали вывод, что дети слабо владеют сенсорными эталонами, поэтому поставили перед собой задачу:
Развивать сенсорные способности детей на занятиях и в повседневной жизни.
Большое внимание уделили насыщению предметно-развивающей среды различными пособиями для сенсорного развития малышей. Пособия в группе разнообразные- и промышленные (покупные) и изготовленные вручную (самоделки).
Это: сухой бассейн, дидактические кубы, дидактическое панно, сенсорный круг, дидактическая юбка спортивный мат со следочками, пирамидки (разной высоты и цвета колец, дидактические столы, строительный набор «Лего», крупный конструктор, стол для игр с песком и водой, пособия для физкультурных- ленточки, мешочки, флажки, султанчики, палки гимнастические, кубики, дорожки, развивающие тренажеры.
Есть настольно-дидактические игры: «Поиграй-ка» - в трёх вариантах (ориентировка в цвете, форме, величине, «Одень куклу», «Зажги огонь», «Подбери пару», «Лото», мягкая геометрия, пазлы, «Палитра», «Прокати шарик в ворота», мозаики, занимательная коробка и другие пособия.
Естественно, что все эти пособия вносились постепенно, по мере прохождения материала.
В своей работе учитывали особенности детей раннего возраста: в первые годы жизни запоминание названий цвета, формы, величины у большинства детей протекает очень медленно и со значительными трудностями. Индивидуальные различия в быстроте усвоения зависят в значительной степени от влияния окружающей среды, от ассоциативных связей и личного опыта ребёнка. С учётом этих особенностей составили перспективные планы занятий по ознакомлению с окружающим миром, рисованию, лепке, конструированию с постепенным усложнением.
Готовя пособия для занятий, опирались на эталонную систему основных качеств предметов. Планируя занятия по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной, мы придерживались принципа последовательности, предусматривающего постепенное усложнение заданий, с использованием пальчиковой, фонематической гимнастики, русских народных потешек, песенок, подвижных игр.
Более быстрому усвоению названий сенсорных свойств предметов детьми раннего возраста способствовало использование вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства,- их «опредмеченные» наименования. Абстрактные для детей слова заменяли названиями знакомых конкретных предметов и имеющих постоянную характеристику: прямоугольник-кирпичик, квадрат-кубик, треугольная призма- крыша, овал- огурчик.
Существенное значение в ориентировке на цветовые свойства предметов приобретали слова- названия; особенно эффективными оказывается «опредмечивание» цвета: красный - как яблоко, желтый - как солнце, зелёный - как травка, синий - как небо (или водичка).
Если говорить о восприятии формы предмета, то здесь особое значение имеет овладение способом обследования формы. Здесь мы основную роль отводили методам обведения контура предмета рукой ребёнка, направляемой взрослым, с постепенным переходом на самостоятельное обведение ребёнком контура предмета и уже потом к чисто зрительному анализу свойств.
Часто дети, назвав какой-либо из цветов, не связывали это название с конкретным цветом. Например, назвав красный цвет, ребёнок указывал на зелёный или какой-либо другой цвет, то есть устойчивой связи между словами- названиями цвета и конкретным цветом - ещё не образовалось.
Для развития способности восприятия свойств предметов наиболее доступным для детей раннего возраста являются задания на группировку предметов идентичного цвета, формы, величины по образцу.
Планомерное ознакомление со свойствами предметов осуществляли не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Проводим индивидуальные игры- занятия с детьми. Работа по сенсорному развитию ведётся и в процессе режимных моментов: умывание, сборы на прогулку, укладывание на сон и т. д.
Например, во время одевания на прогулку задаём детям вопросы: «Какого цвета у тебя шарфик?», «Какой он по длине: длинный или короткий?», «Какой шарфик: мягкий или твёрдый?». Очень помогли нам в работе развивающие тренажеры из бросового материала, которые мы изготовили по рекомендациям практического пособия Е. В. Полозовой (Воронеж, 2006 год).
Эта работа со съёмными вкладышами, состоящими из пробок от пластмассовых бутылок, которые закручиваются на горловинах от бутылок. Тренажёры представлены в сюжетной форме: машины, клоун, вишенки. Благодаря им осуществляется сенсорное развитие детей раннего возраста, формируется наглядно-образное мышление. Работа с тренажерами способствует развитию мелкой моторики руки, речи, помогает детям вступать в контакт с взрослыми. Развивающие тренажеры мы используем как на занятиях, так и для индивидуальной работы с детьми. При проведении таких занятий основными методами являются показ взрослого, словесное объяснение, вопросы, художественное слово, практические действия детей. На первом этапе обучения работе с тренажерами используем небольшое количество пробок, при овладении моторными навыками количество пробок будет увеличиваться. Приобретённые на занятиях знания, навыки малыши применяют в самостоятельной игре в свободной деятельности.
Родители активно помогали и помогают нам в обогащении развивающей среды группы, так их руками изготовлены дидактический куб, сенсорный круг, дидактическая юбка, некоторые тренажеры и многое другое. В некоторых семьях родители сделали для своих детей такие же развивающие тренажеры, дети имеют возможность играть с ними не только в детском саду, но и дома.
Проведённое в конце года обследование показало, что:
Узнают и называют цвет предметов-6 детей самостоятельно, 9- с помощью воспитателя;
Различают и называют форму предметов-5- самостоятельно, 11- с помощью воспитателя;
Различают и называют величину предметов-5-самостоятельно, 11-с помощью воспитателя.
Из проведённого обследования видно, что дети нашей группы успешно овладевают сенсорными эталонами, однако эту работу по развитию сенсорных навыков детей необходимо продолжать и дальше.