Елизавета Семенова
Приобщение детей к народным промыслам на примере использования бересты на занятиях по изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т. д.
Темочки:
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Народное искусство – это «живая традиция», опирающаяся, по мнению М. А. Некрасовой, на «три главные основы: во-первых, историческую, социальную, т. к. народное искусство есть продукт развития общества. Во-вторых, бытовую, в третьих, природа, окружающая нас, рождает чувство прекрасного (Погодина С. В. Т. и мет. Разв. Дет. из. творч. – М. Академия, 2010, с. 92).
Одной из актуальных проблем современного образования является развитие творческих способностей детей и особенно важно развивать их в дошкольном возрасте. В детском саду проводятся занятия по изобразительной деятельности, дополнительные занятия, такие как, кружок «Умелые руки» и другие. Работа с берестой нередко связана с кропотливой, тонкой проработкой деталей, декоративных композиций, поэтому только самые усидчивые и трудолюбивые дети могут заинтересоваться этой работой и заниматься ею в течение долгого времени. Если младших детей старшего дошкольного возраста обучают азам этого ремесла - первым ступенькам работы с берестой, то старшие в состоянии выполнить уже более сложные работы, воплощать в них декоративные образы.
История берестяных ремесел огромна. Она сохранилась в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу особенно для детей.
Доступность, легкость в обращении с берестой притягивает внимание детей всех возрастов. Работы, изготовленные из бересты руками ребят, не только украшают дом, но и создают уют. Ребенок, выбирая бересту для работы, присматривается к ней, обращает внимание на цвет, форму, толщину. Все это развивает эстетический вкус, наблюдательность, пространственное мышление. В ходе занятий дети получают положительный эмоциональный настрой. Труд по изготовлению работ из бересты способствует развитию личности ребенка, воспитанию характера, воли. Самостоятельное выполнение работ формирует такие качества как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Доступность природного материала – бересты, его привлекательность, быстрота получения результатов, делает работу над программой актуальной и необходимой.
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т. е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
Работать с берестой могут дети, начиная с 6 лет. С повышением возрастной категории сложность работы увеличивается. Система занятий с дошкольниками по изобразительной деятельности направлена на обучение детей изображению окружающих предметов и явлений, использование для этого усвоенных изобразительных навыков и умений, применение доступных средств выразительности при создании изображения и развития детского художественного творчества.
Также необходимо отметить что, одной из актуальных проблем современного образования является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей.
Список использованной литературы :
1. Г. Н. Пантелеева «Декоративное искусство детям» М. : изд. «Просвещение», 1976;
2. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников» СПб. : Детство - Пресс, 2002;
3. О. А. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста» М. : изд. «Классик стиль», 2004;
4. С. В. Погодина Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М. : Академич. 2014;
5. Т. С. Комарова «Изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста в детском саду» М. : Педагогика, 1984.