Ольга Юхрина
Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр, изготовленных своими руками
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр, изготовленных своими руками
«Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий» - Мария Монтессори.
Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Этот период жизни ребенка характеризуется важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. И, конечно, каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Период первых трех лет – период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного и физического развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Публикация «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр, изготовленных своими руками» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.
В чем же заключается столь высокое значение сенсорного развития детей 2- 3 лет? Ответ состоит в том, что сенсорное развитие детей раннего возраста – это:
- развитие наблюдательности и внимания;
- помощь в увеличении словарного запаса;
- возможность освоения новых способов познания предметов и мира;
- базовый фундамент для умственного развития;
- расширение воображения;
- приобретение сенсорных эталонов;
- влияние на развитие многих видов памяти, среди которых зрительная, слуховая, моторная, образная.
При организации работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию я ставлю перед собой следующие задачи:
• формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
• знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
• воспитывать познавательный интерес, любознательность;
• упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
• способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
• развивать мелкую моторику рук;
Сенсорное воспитание в своей группе я осуществляю через разные формы работы:
- непосредственно образовательную деятельность,
- игры – экспериментирования,
- художественное творчество,
- наблюдение,
Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников, огромную роль в развитие сенсорных способностей детей отводиться дидактической игре.
Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.
Для успешной организации сенсорного развития детей раннего возраста, с которыми я работаю, в группе создана развивающая предметно – пространственная среда: оформляется сенсорный уголок, музыкальный уголок, уголок ИЗО; имеется разнообразный дидактический материал : пирамидки, логические игрушки, домики с отверстиями разной формы, игрушки – шнуровки, крупный и мелкий конструктор, мозаики.
В процессе создания сенсорной зоны я отдала предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. Подборка игр разнообразна: на изучение цвета, формы, величины, количества, для развития мелкой моторики. Используя эти игры, я заметила, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, увереннее накапливают представления о сенсорных эталонах. У малышей появляются такие качества, как интерес и любознательность, вырабатываются целеустремленность, планомерность действий, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. И эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста.
Вот как мы играем.
Игра «Веселые прищепки».
Цель: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; развитие умения различать и называть цвета; развитие тактильных ощущений; развитие зрительного восприятия и внимания.
Материал: изображения солнца, тучки, рыбки, елочки, домика, овощей, фруктов; разноцветные прищепки; короткие стихи
(например, Тучка и дождик
Тучка по небу гуляла
Все дождинки растеряла.
Ежик
Ежик, ежик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорее к нам, ежик,
Мы тебе поможем!
Дидактическая игра «Почини зонтик».
Цель: упражнять в различении и назывании четырех основных цветов; закреплять знания о геометрической фигуре круг; развивать мелкую моторику рук.
Игра «Разноцветные букашки».
Цель: учить различать основные цвета, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать глазомер.
«Чудо паровозик».
Изготовлен из цветного пластика.
Задачи: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами, подбирать фигуры по образцу; закреплять представления о цветах, умение группировать предметы по цвету; продолжать знакомство с понятиями большой-маленький, один-много.
Развивающая книга «Играем вместе».
Сшита из фетра, все детали съемные, 10 страниц. Для создания книжки использованы разные виды тканей, тесьма, пуговицы, липучки, кнопки, резинки.
Эта книга для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в познавательно – практической деятельности детей раннего возраста.
Работа педагогов по сенсорному развитию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Проводятся родительские собрания по теме, выставки литературы, игр, пособий. Родителям предоставляется наглядная информация для обогащения знаний о сенсорном воспитании.