МААМ-картинки

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Милькевич Оксана
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

”Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

В. А. Сухомлинский.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.

Публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.

Это особенно актуально для детей с патологией зрения. Они должны достаточно точно и конкретно представить себе свои сенсорные возможности, в первую очередь зрительные, а затем и сохранные анализаторы, чтобы адекватно ими действовать в окружающей действительности. У детей с нарушением зрения недостаточно развито восприятие цвета, формы, величины. Нарушение деятельности зрительного анализатора вызывает у ребёнка значительные затруднения в познании действительности, ограничиваются общественные контакты, ограничивается возможность заниматься различными видами деятельности.

Эта тема очень актуально во многих странах, а также и в нашей стране - России. У нас более миллиона детей страдают разными заболеваниями глаз и нарушениями зрения, такие как близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей возрастает. Наша главная задача состоит в том, чтобы дети с нарушением зрения не чувствовали себя одинокими и могли общаться.

Приоритетным направлением в сенсорном воспитании детей с нарушениями зрения является развитие зрительного восприятия, при этом развитие слухового и тактильного восприятия дополняет и частично компенсирует.

Методика сенсорного воспитания включает в себя следующие разделы:

-Развитие зрительного восприятия;

-Развитие слухового восприятия;

-Развитие обоняния;

-Развитие тактильно – кинестетического восприятия.

Методика развития зрительного восприятия:

Одним из эффективных средств развития зрительного восприятия являются дидактические игры и упражнения. Специально созданные дидактические игры эффективно влияют на формирование различительных способностей к выделению признаков различных модальностей.

Основные виды дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия:

1. Игры на умение различать цвет: «Назови, что красное, синее, зеленое», «Разноцветные странички», «Составь узор по образцу», «Что изменилось», «Найди каждому свой цвет», «Составь по контурному, силуэтному изображению цветное изображение»

2. Игры на дифференциацию величины предметов: «Что больше, что меньше», «Составь пирамидку», «Разложи объекты по убывающей длине, ширине, высоте», «Сравни, что выше, больше, толще, меньше», «Тяжелый-легкий», «Составление рядов»

3. Игры и упражнения направленные на умения различать предметы по форме: «Расставь фигуры на свои места», «Подбери фигуры, соответствующие формам», «Найди пару», «Танграм», «Разрезные картинки», «Сложи узор», «Найди конструкции такой же формы», «Спрятанные изображения», «Перевернутые изображения», «Найди отличия»

4. Дидактических игр и упражнений для развития слухового восприятия: «Тихо-громко», «Кто позвал», «Угадай на чем играю», «Иди на звук», «Где звучит?» - близко-далеко», «Что шумит?»

5. Дидактических игр и упражнений для развития обоняния и вкуса : «Определи предмет по запаху», «Вспомни, как они пахнут», «Коробочки с запахами», «Определи на вкус», «Назови вкус продуктов»

6. Игры и упражнения на развитие тактильно – кинестетического восприятия: «Назови все признаки предмета на ощупь (холодный, шершавый, круглый, колючий и т. д., «Из чего сделано», «Узнай и назови» - «Чудесный мешочек», «Узнай плоскую и объемную фигуру»

Дидактические игры содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию у детей с нарушением зрения умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя признаки предметов. Дети учатся распознавать цвета предметов, выделять их характерные признаки.

Список используемой литературы:

1. Ахметзянова, А. М. Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредствам дидактических игр» [Текст] / А. М. Ахметзянова, М. Г. Бламыкова, С. А. Рахманова // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016.

2. Венгер, Л. A. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер. – М. : Просвещение, 2008.

3. Венгер Л. А Воспитание сенсорной культуры ребёнка. [Текст] / Венгер Л. А, Пилюгина. Э. Г, Венгер Н. Б. - М. Просвещение,1988.

4. Кулькова, А. А. Развитие сенсорного восприятия детей в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира [Текст] / А. А. Кулькова // Проблемы науки. – 2016.

5. Рахманова, С. А. Сенсорное развитие и познание окружающего мира детей дошкольного возраста средствами дидактических игр на примере авторских игровых методик [Текст] / С. А. Рахманова, М. Г. Бламыкова, А. М. Ахметзянова // Приоритетные направления развития образования и науки : сб. ст. : в 2 ч. / гл. ред. О. Н. Широков. – Чебоксары, 2017.

6. Сорокина, М. Г. Система М. Монтессори. Теория и практика [Текст] / М. Г. Сорокина. – М. : Академия, 2003.

7. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М. : Просвещение, 2009.

8. Плаксина Л. И. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). «Коррекционная работа в детском саду». [Текст] / Под ред. Л. И. Плаксиной. Издательство «Экзамен». Москва 2003г.

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Опубликовано: 20 марта 2022 в 07:13
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Милькевич Оксана (УИ 2603788) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД