Милькевич Оксана
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
”Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.
В. А. Сухомлинский.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.
Публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.
Это особенно актуально для детей с патологией зрения. Они должны достаточно точно и конкретно представить себе свои сенсорные возможности, в первую очередь зрительные, а затем и сохранные анализаторы, чтобы адекватно ими действовать в окружающей действительности. У детей с нарушением зрения недостаточно развито восприятие цвета, формы, величины. Нарушение деятельности зрительного анализатора вызывает у ребёнка значительные затруднения в познании действительности, ограничиваются общественные контакты, ограничивается возможность заниматься различными видами деятельности.
Эта тема очень актуально во многих странах, а также и в нашей стране - России. У нас более миллиона детей страдают разными заболеваниями глаз и нарушениями зрения, такие как близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией (слабовидением) и косоглазием. С каждым годом число таких детей возрастает. Наша главная задача состоит в том, чтобы дети с нарушением зрения не чувствовали себя одинокими и могли общаться.
Приоритетным направлением в сенсорном воспитании детей с нарушениями зрения является развитие зрительного восприятия, при этом развитие слухового и тактильного восприятия дополняет и частично компенсирует.
Методика сенсорного воспитания включает в себя следующие разделы:
-Развитие зрительного восприятия;
-Развитие слухового восприятия;
-Развитие обоняния;
-Развитие тактильно – кинестетического восприятия.
Методика развития зрительного восприятия:
Одним из эффективных средств развития зрительного восприятия являются дидактические игры и упражнения. Специально созданные дидактические игры эффективно влияют на формирование различительных способностей к выделению признаков различных модальностей.
Основные виды дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия:
1. Игры на умение различать цвет: «Назови, что красное, синее, зеленое», «Разноцветные странички», «Составь узор по образцу», «Что изменилось», «Найди каждому свой цвет», «Составь по контурному, силуэтному изображению цветное изображение»
2. Игры на дифференциацию величины предметов: «Что больше, что меньше», «Составь пирамидку», «Разложи объекты по убывающей длине, ширине, высоте», «Сравни, что выше, больше, толще, меньше», «Тяжелый-легкий», «Составление рядов»
3. Игры и упражнения направленные на умения различать предметы по форме: «Расставь фигуры на свои места», «Подбери фигуры, соответствующие формам», «Найди пару», «Танграм», «Разрезные картинки», «Сложи узор», «Найди конструкции такой же формы», «Спрятанные изображения», «Перевернутые изображения», «Найди отличия»
4. Дидактических игр и упражнений для развития слухового восприятия: «Тихо-громко», «Кто позвал», «Угадай на чем играю», «Иди на звук», «Где звучит?» - близко-далеко», «Что шумит?»
5. Дидактических игр и упражнений для развития обоняния и вкуса : «Определи предмет по запаху», «Вспомни, как они пахнут», «Коробочки с запахами», «Определи на вкус», «Назови вкус продуктов»
6. Игры и упражнения на развитие тактильно – кинестетического восприятия: «Назови все признаки предмета на ощупь (холодный, шершавый, круглый, колючий и т. д., «Из чего сделано», «Узнай и назови» - «Чудесный мешочек», «Узнай плоскую и объемную фигуру»
Дидактические игры содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию у детей с нарушением зрения умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделяя признаки предметов. Дети учатся распознавать цвета предметов, выделять их характерные признаки.
Список используемой литературы:
1. Ахметзянова, А. М. Инновационный педагогический опыт «Сенсорное воспитание детей посредствам дидактических игр» [Текст] / А. М. Ахметзянова, М. Г. Бламыкова, С. А. Рахманова // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016.
2. Венгер, Л. A. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер. – М. : Просвещение, 2008.
3. Венгер Л. А Воспитание сенсорной культуры ребёнка. [Текст] / Венгер Л. А, Пилюгина. Э. Г, Венгер Н. Б. - М. Просвещение,1988.
4. Кулькова, А. А. Развитие сенсорного восприятия детей в условиях реализации ФГОС посредством формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объекта окружающего мира [Текст] / А. А. Кулькова // Проблемы науки. – 2016.
5. Рахманова, С. А. Сенсорное развитие и познание окружающего мира детей дошкольного возраста средствами дидактических игр на примере авторских игровых методик [Текст] / С. А. Рахманова, М. Г. Бламыкова, А. М. Ахметзянова // Приоритетные направления развития образования и науки : сб. ст. : в 2 ч. / гл. ред. О. Н. Широков. – Чебоксары, 2017.
6. Сорокина, М. Г. Система М. Монтессори. Теория и практика [Текст] / М. Г. Сорокина. – М. : Академия, 2003.
7. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М. : Просвещение, 2009.
8. Плаксина Л. И. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). «Коррекционная работа в детском саду». [Текст] / Под ред. Л. И. Плаксиной. Издательство «Экзамен». Москва 2003г.