Папки-передвижки

Сенсорно-интегративный тренинг общения с ребенком с РАС (старший дошкольный возраст)

Хакимова
Сенсорно-интегративный тренинг общения с ребенком с РАС (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Целевая группа: ребёнок с расстройством аутистического спектра (РАС) группы кратковременного пребывания

Регламент занятия: 30 минут.

Категории участников: старший дошкольный возраст.

Цель: стимулирование сенсорной чувствительности ребенка и оказание ему помощи в обработке сенсорных стимулов (зрение, прикосновения, движения).

Задачи:

Публикация «Сенсорно-интегративный тренинг общения с ребенком с РАС (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

• Развивать вестибулярный аппарат;

• Развивать крупную и мелкую моторику;

• Развивать сенсорное восприятие;

• Развивать понимание инструкций;

• Развитие речи;

стимулироватьсенсорноенасыщение (тактильная,зрительная, проприоцептивные системы).

Форма работы: индивидуальное, АФК.

Методы работы: элементы сенсорной интеграции, элементы кинезиотерапии.

Инструментарий: напольные маты, тоннели, тактильные дорожки, кочки, пластмассовые обручи, деревянные лавки, гимнастическая палочка, аппарат для переступания тренажер «Елочка», гамак, батут, прозрачная плёнка, сосновые иголки, разноцветная галька, камушки, дидактический материал «Овощи и фрукты», стимульный материал муляжи овощей и фруктов, разноцветный картон, картинки по цветам картона.

Специалисты: инструктор по АФК, педагог-психолог

Сокращения:

АФК – адаптивная физическая культура.

РАС–расстройство аутистического спектра.

Ход работы:

I. Организационный этап

В это время ребенку предоставляется возможность адаптироваться в новом помещении, посмотреть и изучить то, что там находится, почувствовать себя в безопасности, выбрать понравившийся стимульный материал. Специалисты наблюдают за реакцией ребенка за выбором понравившегося стимульного материала для дальнейшей стимуляции как поощрения.

Специалисты работают по запланированному алгоритму. Один специалист становится в работе с ребенком «собеседником», т. е. он дает только четкие простые инструкции и не прикасается к ребенку, а второй специалист становится «помощником» ребенка, помогает ему выполнять упражнения, как бы сливаясь с ним, руки ребенка – это руки взрослого, при этом второй специалист не произносит никаких инструкций.

II. Основной этап

Занятие начинается и заканчивается одним и тем же упражнением

«Качели». После каждого выполненного упражнения инструктор по АФК подключает социальное подкрепление, хвалит ребенка, психолог при этом молчит.

Первый круг выполнения упражнений

Упражнение «Качели». Ритуал начала занятия.

Задача: развитие вестибулярного аппарата.

Ребенка подводят к гамаку, при необходимости инструктор по АФК помогает забраться в него.

Инструктор по АФК дает инструкцию «Качай», качают 10 раз, затем останавливают качающийся гамак. Ждут реакцию ребенка, для продолжения манипуляций, реакция может быть любая – речевая (произношение чего-то похожего на слово «качай», которое произносит взрослый во время выполнения всего упражнения, физическая (подпрыгивание руками, ногами, зрительная (взгляд). После того, как произошла реакция ребенка, инструктор по АФК снова дает инструкцию «Качай», качают 10 раз, после чего инструктор по АФК говорит: «Стоп. Идем к тоннелю». Берут ребенка за руки и подводят к началу упражнений.

Упражнение «Бутерброд».

Задача: проприоцепция. Помочь ощутить положение частей тела относительно друг друга в ограниченном пространстве.

Инструктор по АФК дает функциональную инструкцию: «Ползи». Ребенок залазит в тоннель, инструктор при необходимости помогает ребенку пролезть, психолог надавливает на тоннель сверху для ощущения ограниченного пространства ребенка.

Упражнение «Ползание по-пластунски».

Задача: проприоцепция. Помочь ощутить положение частей собственного тела относительно друг друга в неограниченном пространстве.

Инструктор по АФК дает инструкцию: «Ползи». Инструктор АФК ползет рядом с ребенком, при необходимости поправляет ребенку руки и ноги.

Упражнение «Тактильные кочки».

Задача: развитие тактильных ощущений. Проприоцепция с развитием тактильной стимуляции ног.

Инструктор по АФК дает функциональную инструкцию ребенку : «Иди». Психолог держит ребенка за руку и идет с ним рядом, пока ребенок проходит тактильную тропу.

Упражнение «Обручи».

Задача: научить прыжку впереди приземлению на полусогнутые ноги и сохранению устойчивого равновесия.

Инструктор по АФК дает функциональную инструкцию ребенку : «Прыгай», после чего ребенок начинает выполнять упражнение, психолог держит ребенка за руку и при необходимости помогает ребенку выполнить действие. При неудачном выполнении прыжка прибегают к модели «исправления ошибок», инструктор возвращает ребенка на то место, где он допустил ошибку, после чего инструкция повторяется «Прыгай».

Упражнение «Гимнастическая скамья. Движение вперед с гимнастической палочкой».

Задача: развитие координации движений, вестибулярного аппарата.

Выполнение функциональных инструкций.

Ребенка подводят к гимнастической скамье, инструктор АФК дает функциональную инструкцию: «Возьми палочку». Ребенок берет ее. Далее инструктор АФК говорит: «Положи ее на спину за шею», ребенок выполняет. После чего подтверждает инструкцию: «Иди вперед. Смотри под ноги». Психолог страхует ребенка. Когда ребенок доходит до края гимнастической скамьи, инструктор АФК говорит: «Стоп. Дай мне палочку». После чего ребенок отдает ее. Затем инструктор АФК говорит: «Прыгай».

Упражнение «Перешагивание через барьеры».

Задача: улучшение навыков ходьбы.

Инструктор АФК дает функциональную инструкцию ребенку :

«Перешагивай». Психолог страхует ребенка, при необходимости ведет ребенка за руку.

Упражнение «Подтягивание на гимнастической скамье на животе».

Задача: развитие координации движений, вестибулярного аппарата. Инструктор АФК дает функциональную инструкцию ребенку «Подтянись».

Психолог помогает ребенку лечь на живот на гимнастическую скамью, при необходимости помогает ползти, страхует. После завершения упражнения инструктор АФК говорит: «Вставай».

Упражнение «Елочка».

Задача: научить ребенка чередовать правую и левую ноги по схеме.

Инструктор АФК дает функциональную инструкцию ребенку : «Иди», затем начинает говорить: «правая нога, левая нога и т. д.». Психолог помогает переставлять ноги ребенку по инструкции взрослого.

Упражнение «Ходьба на коленках по мату».

Задача: обучение ходьбе на коленках.

Инструктор АФК дает функциональную инструкцию ребенку : «Иди на коленках». Психолог помогает ребенку встать на коленки, при этом сам встает на колени, берет ребенка за руки и передвигается вместе с ним. При неудачном выполнении упражнения возвращаются в начало, где применяется модель «исправления ошибок».

После завершения первого круга упражнений начинается второй круг. Все упражнения повторяются, только заменяется упражнение

«Гимнастическая скамья. Движение вперед с гимнастической палочкой» на упражнение хождение по лавке «Движение спиной вперед с гимнастической палочкой»

Задача: развитие координации движений, вестибулярного аппарата.

Выполнение функциональных инструкций.

Ребенка подводят к гимнастической скамье, инструктор АФК дает функциональную инструкцию: «Возьми палочку». Ребенок берет ее. Далее инструктор АФК говорит: «Положи ее на шею», ребенок выполняет. После чего инструктор АФК продолжает инструкцию: «Иди спиной по лавке. Смотри под ноги». Психолог страхует ребенка. Когда ребенок доходит до края лавки инструктор АФК говорит: «Стоп. Дай мне палочку». После чего ребенок отдает ее. Затем инструктор АФК говорит: «Прыгай».

И заменяется упражнение «Подтягивание на гимнастической скамье на животе» на упражнение «Хождение по гимнастической скамье на четвереньках».

Задача: развитие координации движений, вестибулярного аппарата.

Инструктор АФК дает функциональную инструкцию ребенку : «Иди на четвереньках». Психолог помогает ребенку встать на четвереньки на гимнастическую лавку, страхует. После завершения упражнения инструктор АФК говорит: «Вставай».

После завершения второго круга упражнений начинается блок упражнений в центре зала.

Упражнение «Разложи овощи и фрукты на картинки».

Специалисты сохраняют свои роли помощника и собеседника по отношению к ребенку.

Задачи: идентификация картинки с предметом, развитие пассивного словаря существительных, тактильных ощущений, зрительного восприятия.

Оборудование: прозрачная пленка с сосновыми иголками, цветная галька зеленого, красного и желтого цвета, картинный материал с иллюстрациями огурец, помидор, морковь, лук, баклажан, морковь, апельсин, лимон, виноград, груша, банан и муляжи фруктов и овощей.

Ребенок стоит в центре пленки на кедровых и сосновых веточках с галькой, по кругу разложены картинки овощей и фруктов, огурец, помидор, лук, баклажан, морковь, апельсин, лимон, виноград, груша, банан.

Психолог говорит: «Имя ребенка, что это?», называет. «Возьми у меня помидор». После того, как ребенок взял предмет, психолог продолжает:

«Найди, где у нас помидор и т. д.». Если ребенок нашел, психолог продолжает: «Поставь на картинку с помидором», если ребенок не нашел, то инструктор АФК помогает ребенку без слов, комментирует действия

психолог. При выполнении и верных действий в упражнении психолог хвалит ребенка.

Упражнение «Спектр».

Задачи: развитие зрительного восприятия, активизация простых слов, активизация простой фразы.

Оборудование: цветной картон с соответствующими цветами радуги; картинки: красная малина, красные губы, желтый лимон, банан, зеленый огурец, зеленый лук, оранжевая тыква, апельсин, синий мяч, синяя кружка, фиолетовые перья, фиолетовые цветы.

Содержание: ребенку предлагается разложить картинки на картон в соответствии с цветами и назвать.

Примерная инструкция: «Посмотри на картинку. Тебе нужно разложить картинки правильно на цвета. Красные губы на красный картон. Что это? (губы). Вот малина. Сюда. Банан туда».

Речевой материал для активизации: сюда, туда, красная малина, красные губы, желтый лимон, банан, зеленый огурец, зеленый лук, оранжевая тыква, апельсин, синий мяч, синяя кружка, фиолетовые перья, фиолетовые цветы.

При выполнении верных действий в упражнении психолог хвалит ребенка.

III. Заключительный этап

Закрепление нового опыта, снятие напряжения, подготовка ребенка к взаимодействию в привычной для него социальной среде.

Обратная связь. Психолог спрашивает ребенка : «Понравилось ли тебе занятие? Затем ждет реакцию ребенка (это может быть взгляд, любые звукопроизношения).

После выполненных упражнений ребенок поощряетсялюбимым упражнением ребенка. Завершаетсятренинг,какиначинается,упражнением «Качели». Ритуал прощания.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мы рисуем натюрморт». Старший дошкольный возрастФотоотчет «Мы рисуем натюрморт». Старший дошкольный возраст "Мы рисуем натюрморт" Каждую лексическую тему мы с ребятами закрепляем интересным мероприятием. Лексическая темя прошедшей недели «Овощи».

Фотоотчет «Огород на окне» (старший дошкольный возраст)Фотоотчет «Огород на окне» (старший дошкольный возраст) Фотоотчет «Огород на окне» (старший дошкольный возраст)Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию.

Картотека игр по экологии (старший дошкольный возраст) Картотека игр по экологии (старший дошкольный возраст) 1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы;.

Лэпбук «Волшебная музыка» (старший дошкольный возраст)Лэпбук «Волшебная музыка» (старший дошкольный возраст) Цель: обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития.

Математика в игре «да-нет». Старший дошкольный возрастМатематика в игре «да-нет». Старший дошкольный возраст Ленинградская область Кировский район МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №35»Линейная игра «да-нет», как средство развития мышления.

НОД «Путешествие на морское дно» (старший дошкольный возраст)НОД «Путешествие на морское дно» (старший дошкольный возраст) Цель: Познакомить детей с тем какое значение имеет каждый цвет и какое оказывает влияние на физическое и эмоциональное состояние человека.

Организационное родительское собрание (старший дошкольный возраст)Организационное родительское собрание (старший дошкольный возраст) Организационное родительское собрание. Старший дошкольный возраст Время проведения: сентябрь Форма проведения: беседа-диалог воспитателей.

Проект «День Победы» (старший дошкольный возраст)Проект «День Победы» (старший дошкольный возраст) Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный руководитель Проект «День Победы» Паспорт проекта 1. Образовательные области, в рамках которых.

Проект «Овощи». Старший дошкольный возраст. Фотоотчет.Проект «Овощи». Старший дошкольный возраст. Фотоотчет. Проект " Овощи". Старший дошкольный возраст. Фотоотчет. 1. Цель проекта: - Совершенствовать речь как средство общения. - Развитие свободного.

Родительское собрание «Что такое старший дошкольный возраст?» Цели:познакомить родителей с особенностями развития детей 5-6 лет. Задачи:- познакомить родителей с задачами и возрастными особенностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорно-интегративный тренинг общения с ребенком с РАС (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 31 мая 2022 в 21:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорно-интегративный тренинг общения с ребенком с РАС (старший дошкольный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Хакимова (УИ 2932958) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД