Папки-передвижки

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)

Ирина Ковалева
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

Публикация «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)» размещена в разделах

Сенсорное развитие – это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаё т мир: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

От того, насколько малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Все другие формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.

Группа педагогов и психологов А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддьяков, Д. Б. Эльконин и др. утверждают, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Поэтому ребёнка надо знакомить с цветом, с геометрическими формами (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич). Развивать познавательные умения и речевые, определять цвет, размер, форму путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова-названия величин и форм.

Дети раннего возраста активно познают мир по принципу «что вижу, с чем действую, то и познаю».

Игра становится ведущей деятельностью в раннем возрасте. Игра - это потребность растущего детского организма. В игре развиваются познавательные процессы: восприятие, мышление, внимание, воображение, речь, развиваются любознательность и умственные способности, первичные интеллектуальные умения и навыки.

Игра - это естественный путь обучения маленьких детей.

Важность игр заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в интересной деятельности и не требует больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.

Игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира).

К наиболее распространенным сенсомоторным играм относятся :

• пирамидки,

• шнуровки,

• вкладыши,

• конструкторы,

• мозаики,

• матрешки,

• бусы.

Игры по сенсомоторному развитию детей раннего возраста :

на развитие тактильных ощущений :

«Чудесный мешочек»

«Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку)

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов) и т. д.

для закрепления понятия формы:

«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

«Из каких фигур состоит?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения) и т. п.

для закрепления понятия формы:

«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

«Из каких фигур состоит?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения) и т. п.

для закрепления цвета:

«Какого цвета не стало?»

«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

«Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

«Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета) и т. п.

Игры на развитие моторики детей раннего возраста :

Игры с математическим планшетом.

Игры с пуговками.

Игры с прищепками.

Игры с крупой.

Игры с песком.

Игры с бусинками.

Игры со счетными палочками.

Игры со шнуровками.

Игры с застежками.

Для мелкой моторики детской руки полезно работать со счетными палочками. Сначала дети учатся просто выкладывать палочки на столе. Затем эта работа усложняется, и дети пробуют выкладывать простые рисунки.

Игра «Разложи по нужным банкам». В одну емкость насыпаю и перемешиваю макаронные изделия 3-х разных видов. Кладу на стол три банки разных цветов, вырезанные из картона. Предлагаю детям разложить макаронные изделия по этим банкам. Каждый вид макарон в свою банку.

Игры с песком вызывают неповторимые тактильные ощущения, доставляют ребенку необычайное удовольствие. Песок можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы, чертить по нему линии. Таким образом игры с песком позволяют совершенствовать координацию движений пальцев рук, тактильную чувствительность.

Игра «Сделай бусы». Для этой игры понадобятся макароны прямой формы длинной не более 3 – 4 см и шнурки, завязанные с одного конца на узел. Дети нанизывают макароны на шнурок как бусы. Можно одновременно использовать макароны разных видов, например, короткие и более длинные.

В нашей группе создан центр сенсорики, в котором представлен разнообразный дидактический материал. Например, игры, сделанные своими руками.

Игра «Воздушные шары» Цель: Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.

Игра «Бабочка» Цель: Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.

Игра «Поиграем с прищепками» Цель: Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Игра «Гномики» Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета. Учить закручивать и раскручивать пробки.

Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»

Используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов : форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Попросите малыша искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

Дидактическое пособие «Разложи яички в свои домики»

Цели: формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета; учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом. По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическая игра «Найди лишнюю пробку»

Средства: пробки разного цвета и размера.

Цель: развитие логического мышления.

Сознание эмоционально положительного настроения.

Развитие интереса и побуждение к действиям.

Знакомство сенсорными эталонами : знакомство с разными

Свойствами предмета: величина (большой, маленький, форма (круг, цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.

Развития молокой моторки руки: формирование умения выполнять действия с предметами.

Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения;

Развитие умения понимать и правильно выполнять задания

Развивающая игра для развития мелкой моторики «Накорми поросенка» своими руками.

Средство: мягкую игрушку (поросенок) и бутылку по размеру мягкого игрушка. Достать комбикорм — фасоль, горох, кукурузные хлопья и пр.

Игра «Разноцветные палочки»

Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Ход игры.

Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.

Игры с крышками - «Наряди елку», «Укрась платье» и т. п.

Детям предлагается украсить платье, елочку и т. п. с помощью разноцветных крышек. Сначала можно выкладывать узор по образцу, а затем детям предлагают его выложить самостоятельно на свой вкус.

В заключении хочется отметить, что, на основе использования игр по сенсо-моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться. Научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, и он сможет ими познать многое и разное.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)
Опубликовано: 7 октября 2021 в 14:09
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ковалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД