Ирина Ковалева
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
Публикация «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие – это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаё т мир: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.
От того, насколько малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Все другие формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Группа педагогов и психологов А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддьяков, Д. Б. Эльконин и др. утверждают, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Поэтому ребёнка надо знакомить с цветом, с геометрическими формами (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич). Развивать познавательные умения и речевые, определять цвет, размер, форму путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова-названия величин и форм.
Дети раннего возраста активно познают мир по принципу «что вижу, с чем действую, то и познаю».
Игра становится ведущей деятельностью в раннем возрасте. Игра - это потребность растущего детского организма. В игре развиваются познавательные процессы: восприятие, мышление, внимание, воображение, речь, развиваются любознательность и умственные способности, первичные интеллектуальные умения и навыки.
Игра - это естественный путь обучения маленьких детей.
Важность игр заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в интересной деятельности и не требует больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.
Игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира).
К наиболее распространенным сенсомоторным играм относятся :
• пирамидки,
• шнуровки,
• вкладыши,
• конструкторы,
• мозаики,
• матрешки,
• бусы.
Игры по сенсомоторному развитию детей раннего возраста :
на развитие тактильных ощущений :
«Чудесный мешочек»
«Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку)
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов) и т. д.
для закрепления понятия формы:
«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
«Из каких фигур состоит?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения) и т. п.
для закрепления понятия формы:
«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
«Из каких фигур состоит?» (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения) и т. п.
для закрепления цвета:
«Какого цвета не стало?»
«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
«Собери гирлянду» (предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
«Какие цвета использованы?» (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
«Уточним цвет» (учить различать и называть близкие цвета) и т. п.
Игры на развитие моторики детей раннего возраста :
Игры с математическим планшетом.
Игры с пуговками.
Игры с прищепками.
Игры с крупой.
Игры с песком.
Игры с бусинками.
Игры со счетными палочками.
Игры со шнуровками.
Игры с застежками.
Для мелкой моторики детской руки полезно работать со счетными палочками. Сначала дети учатся просто выкладывать палочки на столе. Затем эта работа усложняется, и дети пробуют выкладывать простые рисунки.
Игра «Разложи по нужным банкам». В одну емкость насыпаю и перемешиваю макаронные изделия 3-х разных видов. Кладу на стол три банки разных цветов, вырезанные из картона. Предлагаю детям разложить макаронные изделия по этим банкам. Каждый вид макарон в свою банку.
Игры с песком вызывают неповторимые тактильные ощущения, доставляют ребенку необычайное удовольствие. Песок можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы, чертить по нему линии. Таким образом игры с песком позволяют совершенствовать координацию движений пальцев рук, тактильную чувствительность.
Игра «Сделай бусы». Для этой игры понадобятся макароны прямой формы длинной не более 3 – 4 см и шнурки, завязанные с одного конца на узел. Дети нанизывают макароны на шнурок как бусы. Можно одновременно использовать макароны разных видов, например, короткие и более длинные.
В нашей группе создан центр сенсорики, в котором представлен разнообразный дидактический материал. Например, игры, сделанные своими руками.
Игра «Воздушные шары» Цель: Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.
Игра «Бабочка» Цель: Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.
Игра «Поиграем с прищепками» Цель: Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Игра «Гномики» Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета. Учить закручивать и раскручивать пробки.
Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»
Используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов : форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Попросите малыша искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
Дидактическое пособие «Разложи яички в свои домики»
Цели: формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета; учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом. По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.
Дидактическая игра «Найди лишнюю пробку»
Средства: пробки разного цвета и размера.
Цель: развитие логического мышления.
Сознание эмоционально положительного настроения.
Развитие интереса и побуждение к действиям.
Знакомство сенсорными эталонами : знакомство с разными
Свойствами предмета: величина (большой, маленький, форма (круг, цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.
Развития молокой моторки руки: формирование умения выполнять действия с предметами.
Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения;
Развитие умения понимать и правильно выполнять задания
Развивающая игра для развития мелкой моторики «Накорми поросенка» своими руками.
Средство: мягкую игрушку (поросенок) и бутылку по размеру мягкого игрушка. Достать комбикорм — фасоль, горох, кукурузные хлопья и пр.
Игра «Разноцветные палочки»
Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Ход игры.
Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.
Игры с крышками - «Наряди елку», «Укрась платье» и т. п.
Детям предлагается украсить платье, елочку и т. п. с помощью разноцветных крышек. Сначала можно выкладывать узор по образцу, а затем детям предлагают его выложить самостоятельно на свой вкус.
В заключении хочется отметить, что, на основе использования игр по сенсо-моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться. Научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, и он сможет ими познать многое и разное.
Спасибо за внимание.