Мартынович Раиса Валентиновна
Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы).
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». В. А. Сухомлинский.
Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира.
Публикация «Познавательное развитие детей раннего возраста, Из опыта работы» размещена в разделах
Работая с детьми раннего возраста, наблюдаешь, как развиваются и подрастают мои крошки. И так, малыш пришёл в детский сад, ребёнку 2 года. Познавательная активность ребенка 2 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, мышления и осмысленной предметной деятельности. Окружающий мир привлекает малышей новизной, ну и конечно побуждает к первым самостоятельным действиям. Именно детская любознательность, может зародить искру для новых поисков и открытий.
Из своего опыта работы могу отметить, что именно в период раннего детства, можно и нужно знакомить детей с окружающим миром. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети могут всерьёз научиться «важным» вещам. Однако это не так. Детям свойственно постоянно соприкасаться с окружающим миром. Ярко выраженная любознательность ребёнка является важнейшим показателем его успешного психического развития.
Для развития познавательных способностей детей в младшей группе я определила следующие цели и задачи:
*создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребенка;
*развивать у детей любознательность;
*поощрять у детей проявления интереса к предметам окружающего мира.
Определила основные направления познавательного развития детей младшего дошкольного возраста:
*расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;
*создать условия для развития самостоятельности, познавательности, активности;
*формировать основы познавательного, бережного отношения к окружающему миру.
Малыши активно стремятся к новым впечатлениям, очень любят наблюдать за всем, что их окружает. Их привлекают яркие цвета. Например: зелёный цвет — трава, жёлтый цвет — солнце, синий цвет — небо, красный цвет — ягодки, и всё другое – разноцветное! Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, расширяются представления об окружающем.
Дети раннего возраста быстро обнаруживают новое, стремятся сразу же его исследовать. Например: в дидактической игре «Волшебный мешочек» дети, как правило, быстро определяют знакомый предмет на ощупь. А если в мешочек положить что-то новое, незнакомое, — они его тщательно исследуют, прежде чем назвать и сделать свои выводы (например: если это огурец, то он гладкий, овальный, с бугорками, твёрдый, а если это помидор, то он круглый, гладкий).
Малыши с интересом включаются в предложенные игры с водой и песком. В таких играх они учатся выполнять простейшие действия, делать свои умозаключения, а я им в этом помогаю. Например: вода была прозрачная, без цвета, а добавив краски, она стала цветная. Или из влажного песка можно лепить куличики, а из сухого нет, сухой песок сыплется, а мокрый нет.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детской игры, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Малыши очень радуются своим открытиям, получают от этого удовольствие, испытывают восторг, делятся своими впечатлениями с взрослыми. Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения с взрослыми.
Важное значение придаю игре. Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. Игры провожу на занятиях, экскурсиях, прогулках. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения. Дидактические игры постепенно усложняю. Так, например, узнавание предметов даю сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы. Во время дидактической игры воспитываю бережное отношение к предметам и явлениям окружающего мира.
Проявляя активность к получению новых знаний, интересуясь животными, растениями, окружающим миром, ребенок черпает достаточно эмоций и впечатлений, которые побуждают его к получению новой информации.
Огромные возможности педагогического воздействия на ребенка несет в себе предметно-развивающая среда. Она воспитывает и развивает малыша. Предметно-развивающая среда - это естественная комфортабельная обстановка, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, которая способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность ребенку использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.
В нашей группе созданы условия для познавательного развития. Есть центр театрализованной деятельности, центр сюжетно-ролевой игры, центр физического развития, центр «развития детских талантов», центр развивающих игр. Центр развивающих игр направлен на развитие речи, мелкой моторики, сенсорного восприятие, воображения. Создание этих центров и организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Ребёнок находится в тесной связи с нами, с воспитателями. Задача воспитателя в работе с детьми раннего возраста – заложить первые представления и ориентиры в окружающем мире через основную форму работы и ведущий вид деятельности – игру.