Таня Графчикова
Краткосрочный проект «Формирование межличностных отношений в детском коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
Графчикова Т. Н
МАДОУ Детский сад №9
Муниципальный округ Красноуральск
Краткосрочный проект
«Формирование межличностных отношений в детском коллективе»
Актуальность
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально – личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов государственного стандарта по дошкольному образованию.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.
Современный мир убеждает нас в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в детском коллективе, осознать самоценность собственной личности, выражать чувства и отношение с культурными традициями общества. Трудности дошкольников во взаимоотношениях со сверстниками возникают на фоне неблагополучия в развитии ребёнка – это нарушение эмоционально – волевой сферы: тревожность, снижение самооценки, агрессивность, гиперактивность.
На основании этого необходимо проводить индивидуально коррекционную работу по повышению самооценки, снижения уровня тревожности и агрессивности дошкольников.
Проект является готовым инструментом практической работы с дошкольниками.
Цель проекта:
Создание условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
Задачи проекта:
- Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности воспитанников, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между собой.
- Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности конструктивно решать проблемы, конфликты в группе, помочь детям ощутить единение с другими детьми.
- Создание единой системы работы с родителями.
Этапы реализации проекта
1. Диагностика.
2. Мотивационная основа (самообразование по проблеме).
3. Практика (работа с детьми, родителями, социумом).
4. Организация предметно – развивающей среды в группе.
5. Ожидаемый результат.
Организационные принципы и условия работы с детьми
- Ответственность – соблюдение интересов ребёнка.
- Системность решающих задач.
Методы и приёмы реализации поставленных задач
1. Психогимнастика.
2. Релаксационные упражнения.
3. Атр – терапия (рисование).
4. Сказкотерапия.
5. Проблемная дискуссия.
6. Ролевое проигрывание ситуации.
7. Дыхательная гимнастика. И другие.
Проект разделён на три раздела
- «Это Я» - направлен на снижение уровня тревожности, агрессивности, повышения активности, самооценки детей.
- «Я и мои чувства» - направлен на расширение понимаемых эмоций, сознание собственных переживаний, сопереживания и сострадания по отношению к другим детям.
- «Я и мои друзья» - направлен на развитие навыков общения друг с другом в различных видах детской деятельности.
Тематический план
Тема Задачи
«Это Я»
«Мой портрет» Формирование положительного отношения к себе, снижение тревожности.
«Моё имя» Формирование положительного отношения к собственному имени.
«Темперамент» В игровой ситуации познакомить детей с типами темперамента, учить адекватно взаимодействовать с детьми, учитывая их особенности и принимая их такими какие они есть.
«Черты характера» Развивать умение детей определять свои личностные черты и свойства характера других людей.
«Мои мысли, мои желания, мои возможности» Помочь детям расширить представления о себе, укрепить уверенность в себе, учить осознавать свои мысли и желания, снизить психоэмоциональное напряжение.
«Сегодня, завтра и вчера» Помочь осознать наиболее важные жизненные события и достижения, повышение уверенности в собственных силах.
«Я и мои чувства»
«Чувства и эмоции» Дать понятия эмоция и чувства. Расширить круг понимаемых эмоций, учить передавать заданное эмоциональное состояние с помощью мимики.
Учить осознавать эмоции и распознавать эмоциональные реакции детей.
«Что с тобой» Помочь детям понять и научиться адекватно выражать эмоции.
«Я и мои друзья»
«Взаимодействие в паре» Учить детей действовать сообща, развивать навык взаимодействия в паре.
«Отгадай эмоцию» Учить понимать настроение партнёра.
«Ссора – одна игрушка на двоих» Развивать у детей умение уступать, преодолевать трудности, коммуникативные навыки.
«Подарок» Учить детей радоваться успехам сверстников, делать им комплементы, формировать положительное отношение друг к другу.
Перспективный план мероприятий,
направленных на воспитание морально-нравственного поведения
месяц недели
1 2 3 4
сентябрь Творческая игра «Путешествие». Цель: выявление уровня формирования навыков общения со сверстниками. Обсуждение ситуаций «Хорошие поступки». Цель: выявить знания детей о хороших поступках. Рассказ о сказочном персонаже.
Цель: стимулировать интерес детей. Сказочный персонаж приходит в гости. Цель: вызвать интерес, познакомить с новым другом.
октябрь Показ персонажем моральной пьески «В одном доме». Цель: анализ неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость. Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. Цель: выявить наиболее актуальные проблемы группы и каждого ребенка. Персонаж радуется хорошим поступкам детей. Цель: формировать у детей умение видеть и оценивать хорошие поступки. Дидактическая игра «Волшебная труба» с участием персонажа. Цель: формирование способности находить достоинства в каждом члене группы.
ноябрь Составление письма больному другу. Цель: формирование умения рассказывать о взаимоотношениях со сверстниками. Моральная пьеска с участием персонажа «Хороший поступок». Цель: формирование личного положительного отношения к соблюдению и нарушению норм морали. Подготовка моральной сценки для детей средней группы "Зайка Ушастик упал в ручей". Цель: порадовать малышей Дидактическая игра с участием персонажа «Волшебная труба» Цель: формировать умение видеть хорошее в каждом члене группы.
декабрь Персонаж радуется хорошим поступкам детей. Цель: продолжение работы по формированию доброжелательных отношений ко всем членам группы. Показ моральной сценки для детей средней группы "Зайка Ушастик упал в ручей». Цель: формировать положительные взаимоотношения с малышами. Моральная пьеска с участием персонажа «Три товарища». Цель: продолжать формировать личное положительное отношение к соблюдению и нарушению норм морали. Сочинение персонажем рассказов про детей. Цель:формирование положительных черт характера.
январь Рисование «С кем я дружу». Цель: изучение взаимоотношений между детьми. Сюжетно-ролевая игра «Играем как ты хочешь». Цель: формирование доброжелательных отношений в сюжетно-ролевых играх. Концерт для малышей. Цель: организация межвозрастного общения.
февраль Игровая ситуация с участием персонажа «Я поступил плохо, когда…». Цель: формирование критической нравственной самооценки. Рисование «Воображаемый друг». Цель: формирование представлений о дружбе. Моральная пьеска с участием персонажа «Чужой кубик». Цель: формирование межличностного общения.
март Подготовка моральной пьески «Нечестный обмен». Цель: анализ неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость. Игровая ситуация с участием персонажа «Мои хорошие поступки в выходной день». Цель: воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким. Показ моральной пьески «Нечестный обмен». Цель: анализ неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость. Моральная пьеска по выбору детей. Цель: воспитывать сочувствие.
апрель Моральная пьеска с участием персонажа «Друзья». Цель: развивать потребность в проявлении гуманных чувств. Моральная сценка "Порванная книга" с участием детей. Цель: формирование осознания моральной стороны поступков Игровая ситуация с участием персонажа «Как я поступил, когда…». Цель: формирование критической моральной самооценки. Дидактическая игра "Узнай по описанию". Цель: формирование представлений об уникальности других детей
май Творческая игра «Путешествие» Цель: выявление уровня формирования навыков общения со сверстниками. Цель: выявление уровня формирования навыков общения со сверстниками Рисование на тему "Добрые и злые". Цель: формировать представление о добре и зле Дидактическая игра "Опиши товарища". Цель: дать понятие об индивидуальных особенностях других детей
Планируемый результат
1. Повышение социального статуса дошкольников в коллективе сверстников.
2. Формирование адекватной самооценки.
3. Повышение уровня поведенческой активности.
4. Повышение социального интеллекта воспитанников.
5. Увеличиние количества воспитанников с эмотивным восприятием.
Любая осуществленная, завершенная деятельность непременно имеет некоторые видимые и невидимые, заметные и незаметные последствия, которые и есть ее результат. И это уже результат реальный, полученный, достигнутый, вследствие осуществленной деятельности.
- Для изучения дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности в своей практике применяю - Методику "Наши отношения" (Фридман Л. М.). Цель данной методики: выявить степень удовлетворенности детей различными сторонами жизни коллектива.
- Методика «Секрет» - социометрия (автор Т. А. Репина).
Цель: изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста, статусного положения в группе сверстников.
- Наблюдение (автор Смирнова Е. О).
Цель: определение чувствительности к воздействиям сверстника, преобладающей эмоциональный фон.
- Методика изучения личностного поведения ребёнка в группе (автор Сенько Т. В.).
Цель: оценка личностного поведения детей в различных видах деятельности со сверстниками.
- Методика «Строитель» (автор Смирнова Е. О) – проблемные ситуации.
Цель: исследование умения ребёнка находить выход из социальной проблемы.
- Методика «Картинка» (автор Смирнова Е. О.).
Цель: определение социального интеллекта.
- Методика «Лесенка» (автор Щур В. Г.).
Цель: определение особенности восприятия сверстника и самосознания ребёнка, его самооценки.
- Методика «Эмотивность» (автор Смирнова Е. О.).
Цель: исследование эмотивности т. е. отзывчивости и чувствительности ребёнка к окружающему миру, переживаниям других людей.
Используемая литература
- Р. М. Чумичёва «Ребёнок в социуме».
- Л. А. Колунова, М. Г. Короткова «Как научить детей играть?».
- М. Д. Маханёва «Здоровый ребёнок».
- М. И. Чистякова «Психогимнастика».
- К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?».
- А. И. Захарова «Как предупредить отклонения в поведении ребёнка?».
- Л. М. Шипицина «Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками».
- К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников?».