Елена Еговкина
Семинар-практикум для педагогов «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов
на тему:
«Влияние игры на психологическое здоровье ребенка»
Цель: расширение знаний педагогов об особенностях тревожных детей и необходимости использования игры в работе с ними
Задачи:
1. Раскрыть терапевтическую функцию игры через мини-лекцию.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Влияние игры на психологическое здоровье ребенка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2. Познакомить с основными направлениями работы с тревожными детьми с помощью игротерапии, рекомендаций.
План занятия:
1. Разминка: игра «Кричалки»;
2. Практическое задание «Введение в проблему»;
3. Мини-лекция «Характеристика игры дошкольника»;
4. Практическое задание «Игры с тревожными детьми»;
5. Рекомендации для педагогов;
6. Практический блок:
• обучение детей умению управлять своим поведением;
• снятие мышечного напряжения.
7. Обратная связь.
1. Разминка:
Игра «Кричалки» (Заморев А.)
Цель: снятие напряженности, страхов.
Инструкция: «Сейчас я махну рукой, а вы, сидя на стульях, будете махать руками, топать ногами (только не заденьте соседа) и производить громкие звуки. Какие угодно. Кричите, вопите, рычите, свистите, мычите, фырчите. Но только хлопну в ладоши, замираете, чтобы наступила тишина. А теперь сядьте удобно, откиньтесь на спинку стула, сложите руки на груди, смотрите на меня несколько свысока и постарайтесь ни на что не обращать внимания. А я буду пытаться вас рассмешить».
Комментарий: далеко не все дети могут уверенно, и не боясь наказания вести себя «громко». И, наоборот, некоторые кричат так, что стараются «заглушить» остальных, с трудом могут остановиться. И в том, и в другом случае учимся адекватно проявлять свои реакции (в игре, в свободе, в удовольствии) соразмерять себя с окружающими и не бояться. А заодно и «выбрасываем» накопившуюся в нас «неотреагированность», а то и агрессивность.
2. Практическое задание «Введение в проблему».
Цель: сосредоточить внимание на основном вопросе, который будет излагаться, выявить типичные стереотипы.
Каждый участник встречи в течение 3 минут письменно отвечает на вопрос: «Каково ваше мнение по поводу трудностей, которые испытывают современные дети-дошкольники?» Ответы принимаются на любом уровне: на уровне абстрактно-логических размышлений, на уровне представления, на уровне образа.
3. Мини-лекция «Характеристика игры дошкольника».
В настоящее время не может не настораживать то, что система дошкольного воспитания всё более превращается в начальную ступень школьного обучения. Такая тенденция неоправданна и опасна как с педагогической, так и с психологической точки зрения.
Нельзя забывать о том, что формирование личности ребёнка происходит не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника – игре. Интересно: оказывается слово «играть» применительно к ребенку означало «жить» и «дружить». В какой-то степени это сохранилось и в языке современных детей. Дети обычно говорят: «Я хочу с тобой играть» или «Я больше не играю», что, по сути, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой не дружу».
Наблюдения медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного к игре» значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен.
В латинском языке понятие «игра» - «paideid» - этимологически близко к понятию «воспитание», что использует в своих рассуждениях древнегреческий философ Платон. У него игра стоит в одном ряду с праздниками и божественными культами. Платон полагал, что необходимо жить играя, дабы снискать себе благосклонность богов и прожить согласно свойствам своей природы. Итак, по Платону, игра - это источник удовольствия.
Конечно же, большинство игр служат, прежде всего, интересам чувства, а не интеллекта (имеются в виду спонтанные детские игры). Именно благодаря этому игры становятся важнейшим подспорьем в деле подготовки ребенка к будущим жизненным перипетиям. Детская игра обеспечивает ребенку и безопасность и «психический простор», «психическую свободу», необходимую для того, чтобы могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы.
4. Практическое задание «Игры с тревожными детьми».
Участники делятся на подгруппы, каждая из которых в течение 5 минут составляет список игр (желательно из своей практики, наиболее эффективных при работе с тревожными детьми. По окончании работы проводится групповое обсуждение, в процессе которого вырабатываются основные принципы в подборе игр, и составляется общий список (его воспитатели могут применять в дальнейшей практической работе).
5. Рекомендации «Как играть с тревожными детьми»
На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:
Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?».
Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
Если ребенок высокотрёвожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Штанга», «Винт», «Водопад» и др.
Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: «Подарок под елкой», «Драка», «Сосулька», «Шалтай-Болтай», «Танцующие руки».
В коллективные игры тревожного ребенка можно включать, если он чувствует себя достаточно комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. На этом этапе работы будут полезны игры «Дракон», «Слепой танец», «Насос и мяч», «Головомяч», «Гусеница», «Бумажные мячики».
6. Практический блок.
Обучение детей умению управлять своим поведением;
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребёнок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребёнок не хочет и не может признаться.
Важно, привлекать ребёнка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Такие беседы помогают осознать то, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только им одним.
Конечно, взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идёт о тревожных детях, этот приём категорически недопустим. Лучше сравнить достижения ребёнка с его результатами, полученными ранее.
Таких детей желательно спрашивать в середине занятия, не следует торопить и подгонять с ответом. Важно запастись терпением. При общении установить контакт глаз.
Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры.
Упражнение «Я - Алла Пугачева» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина).
Цель: отработка навыка уверенного поведения.
Ход игры : упражнение проводится в кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, сказочный персонаж, литературный герой и т. д.). Затем он проводит самопрезентацию ( вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».
Обсуждение: каждый участник вербализирует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации.
Поскольку тревожные дети испытывают дефицит положительных тактильных ощущений, в сюжет настроев введены элементы тактильного взаимодействия ведущего и ребёнка («ветерок гладит тебя»). Это положительно влияет на реакцию расслабления.
Настрои для релаксации
В использовании приёмов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
1 этап: лечь удобно и расслабиться.
2 этап: прочувствовать и «осмотреть» всё своё тело мысленным взором, вызывая чувство тепла, и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.
3 этап: ощущение приятного тепла, удовольствия, покоя, комфорта от расслабленного тела.
Вводная часть:
Участники ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.
Ведущий: «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»
Релаксационные настрои:
“Облака”
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
Обсуждение: участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «путешествия», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогло им приобрести спокойствие во время выполнения задания.
7. Обратная связь.
Каждый участник отвечает на вопросы:
1. Чем полезна именно для вас данная встреча?
2. Какие конкретные приёмы вы будете использовать в своей работе?
3. Какой вопрос вызвал у вас наибольший интерес, остался непонятым?
4. Ваши пожелания на следующее занятие?