Людмила Сучкова
Семинар-практикум совместно с учителем-логопедом для родителей «Говорю, играю, или Как развивать речь ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: демонстрация родителям актуальности формирования у детей дошкольников правильной речи.
Задачи: познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка младшего дошкольного возраста и методами и приемами ее развития; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми и упражнениями, в которые полезно играть с ребенком дома; обучить правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики; продемонстрировать использования наглядного материала по развитию речи; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Публикация «Семинар-практикум совместно с учителем-логопедом для родителей „Говорю, играю, или Как развивать речь ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Участники: родители, воспитатели, учитель-логопед.
Место проведения: музыкальный зал
План проведения
1. Вступительное слово
2. Основная часть:
Игра «Вопрос – ответ»
Анализ речи детей (речевой профиль)
Анализ речи детей
Советы учителя - логопеда.
3. Практическая часть
4. Подведение итогов собрания.
• Рефлексия
Ход мероприятия
I Подготовительный этап
1. Приглашение родителей на собрание.
2. Мониторинг детей учителем-логопедом
3. Изготовление памяток для родителей
II Организационный этап
1. Оформление выставки:
Методическая литература по теме родительского собрания;
Картины по обучению детей дошкольников развитию речи (серия «Наша Таня» и др.)
«Что читаем» (детская художественная литература);
Иллюстрации художников – сказочников
Книги серии «Школа гномиков 4+»
2. Подготовка материалов и оборудования:
• Мультимедийная установка, компьютер, магнитофон, слайды;
• Зеркала настольные на каждого участника, баночка с наполнителями (рис, горох, фасоль, манка, проч., ксерокопии игровых упражнений, ватные шарики, демонстрационный материал.
3. Оформление цитат
4. В зале полукругом расставлены стулья.
III Вступительный этап
(родители рассаживаться полукругом, экран с мультимедийной техникой)
Воспитатель:
Здравствуйте, уважаемые родители! Компасом сегодняшнего собрания нам будут служить следующие строки.
Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверное, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»
Тема нашей встречи «Говорю, играю или как развивать речь ребенка»
Игра
• Продолжите фразу: «Я мама (папа) ….(имя ребенка)»
• Ему (возраст)
• Продолжите фразу: «Мой ребенок начал говорить….»
Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в возрасте с 2 до 3 лет или позже. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития.
Многие родители ответили, что их ребенок начал говорить в возрасте от 8-9 месяцев до 1 года 2 мес. Это является физиологической нормой. Поздравляю вас.
IV Основная часть
Игра «Вопрос - ответ»
А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.
- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребенок говорил правильно.
Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.
- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит чисто, внятно, правильно.
Посмотрите, как мало рук. Действительно, в дошкольном возрасте не все дети говорят правильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это проблема, которую нужно решать.
- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу о прочитанном произведении.
В нашем зале не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.
- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка, и что для этого нужно делать.
Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.
Сегодня с вами проведет «Педагогический всеобуч» учитель-логопед Лилия Владимировна Скрипник.
Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка и нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать в верх язык, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.
Цветок с надписями о артикуляционной гимнастики по возрастам.
1 лепесток. Артикуляционной гимнастикой называют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
2 лепесток. Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными и ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов. Где язык – главная мышца, нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений.
3 лепесток. Детям 2-4х лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка.
4,5,6,7,8 лепестки. По слайду
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома:
• Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
• Покажите правильное выполнение упражнения.
• Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.
• Следите за качеством выполняемых ребенком движений.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
• Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.
• Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.
• Статические упражнения выполняются под счет до 5 (удержание артикуляционной позы в одном положении).
• Артикуляционную гимнастику выполняют сидя.
• Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
Артикуляционная гимнастика
Существуют понятия: статистические упражнения и динамические упражнения.
Развитие артикуляционной моторики является «Артикуляционная гимнастика».
V. Практическая часть
Работа учителя-логопеда по своим упражнениям.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений.
(Логопед предлагает выполнить данные упражнения самим родителям, по ходу выполнения объясняет, как правильно при этом артикулировать.)
Усадите ребенка перед зеркалом и начинайте.
«Как едет лошадка?» Предложите малышу пощелкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идет лошадка, цокает копытами: цок-цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро-быстро!» Малыш щелкает язычком, ускоряя темп.
«Сердитый индюк». Пусть малыш вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.
«Верблюжонок плюется».Для правильного произношения многих звуков нужно, чтобы на язычке образовался желобок. Предложите ребенку поплеваться, как верблюжонок, но беззвучно (и без слюны). Пусть посмотрит в зеркало, получается ли ямка на язычке. Нет? Надо попробовать еще раз.
Упражнения для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Трубочка» (удерживать, считая до пяти). Чередуйте эти упражнения
Упражнения для языка: «Блинок», «Лошадка», «Грибок», «Часики» .
Массаж:
а) «покусать язычок»;
б) «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»;
в) расслабить язык, «наказать непослушный язычок».
(Логопед предлагает сделать массаж родителям, знакомит с правилами его выполнения, разбирает каждое отдельное упражнение.)
VI. Подведение итогов собрания
Рефлексия
Перед вами елочка. Ее нужно украсить красивыми шарами. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, украсьте елочку красным шариком.
Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, украсьте елочку зеленым шариком.