Попова Елена Ивановна
Семинар-практикум для родителей «Играя, обучаем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми, повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
Показать родителям значимость игры для полноценного эмоционального развития ребенка.
Научить управлять ребенком с помощью игры; показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Играя, обучаем вместе“» размещена в разделах
Обучение практическим приемам формирования навыков сотрудничества с детьми.
Ход семинара.
Вступление:
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Игра – это одно из самых ярких и светлых воспоминаний из детства каждого человека. Она способна на многое: научить, развеселить, успокоить, вдохновить и многое другое. Игра помогает детям развиваться, учиться и познавать этот мир. Играя, ребенок узнает много нового, интересного и полезного для себя. Игры помогают детям развивать свои способности, воображение, мышление, память и другие важные качества.
Игры для детей очень важны, потому что они помогают им учиться, развиваться и расти. Они помогают детям стать более умными, талантливыми и успешными. Игры также помогают детям лучше понимать окружающий мир и находить в нем свое место.
Важно помнить, что игра должна быть интересной и увлекательной для ребенка, чтобы он мог полностью погрузиться в процесс и получить максимальное удовольствие от игры. Также важно следить за тем, чтобы игра соответствовала возрасту и уровню развития ребенка, иначе она может оказаться слишком сложной или, наоборот, слишком простой для него.
Также игра способствует развитию творческих способностей ребенка, его фантазии и воображения. В процессе игры ребенок учится общаться со сверстниками, строить отношения в коллективе, разрешать конфликты.
Таким образом, игра является важным средством всестороннего развития ребенка, его воспитания и обучения.
Игры помогают детям учиться общаться друг с другом, развивать свои социальные навыки, учиться работать в команде и разрешать конфликты.
Также игры способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка, помогают ему научиться понимать свои эмоции и эмоции других людей.
Основная часть:
1. Приветствие-разминка.
Упражнение «Настроение». Участники по очереди (по кругу) представляются и говорят о своем настроении (можно использовать жесты, например :«Меня зовут Елена Ивановна, у меня сегодня радостное настроение, я готова к общению с вами» (улыбается, разводит руками, выражая доброжелательность и открытость).
Как вы уже поняли, сегодня речь пойдет об игре.
2. Беседа «Игры нашего детства».
Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие вредны? Умеют ли дети радоваться, сострадать во время игры? Почему я предлагаю вам об этом поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными. Поэтому наша задача – направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать друг другу, учится терпимости к другим точкам зрения. Научить детей играть – значит научить жить. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому. Совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений. Где они – салки, «казаки-разбойники», бояре, жмурки, лапта и прочие детские шалости, радости?
Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и двух минут, но, если это игра «Море волнуется раз.», ребенок, даже самый непоседливый, простоит на одной ноге и пять минут.
Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению. Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь, друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится. Но может быть и, наоборот – для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.
4. Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»
Вопросы родителям : Как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка?
Обобщение педагогом:
Если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.
В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении со взрослым. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнёра по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Потому, надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям.
Наверное, многие родители, хотели бы иметь какой – то один универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, контактных детей. Однако такого рецепта нет, и не может быть. В наши дни доказано, что процесс воспитания зависит не только от родителей. На него не малое воздействие оказывают и сами дети своим характером, темпераментом, индивидуальными особенностями психики. Как признает сегодня большинство специалистов по проблемам воспитания, взаимодействие детей и родителей – неотъемлемая сторона семейного общения.
Простые игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на дне рождения малыша. Некоторым играм мы с вами сегодня и обучимся, поиграем и почувствуем, как в жизни помогают эмоции.
5. Игры и упражнения:
«Я и мое настроение»
Цель– развитие эмоционально-личностной сферы, расширение словарного запаса игроков.
В игре участвуют два и более человек. Они перекидывают друг другу мяч, называя и показывая при этом какое-либо настроение (эмоцию). Когда участник возвращает мяч обратно, он называет противоположное настроение (эмоцию).
Например: Веселый - грустный;
Добрый – злой;
Молчаливый – общительный. И т. д.
Эмоциональные проявления нередко очень сложно не только показать мимикой и жестами, но и выразить словами.
«Знакомство с друзьями».
Цель – формировать умение устанавливать доверительные отношения между людьми в атмосфере сотрудничества.
Каждый участник называет свое имя и говорит, что он больше всего любит. Можно рассказать о любимых домашних делах, хобби и т. д.
«Запомни звуки»
Цель – формировать умение концентрировать внимание, развивать слуховую память.
Для игры необходима коробка с различными предметами, звучание которых хорошо знакомо всем (дудочка, барабан, погремушка, деревянные ложки, баночка с песком).
Задача играющих – угадать, какой предмет звучал. Звуки (ритмичный рисунок можно «зарисовывать», отстукивать, отхлопывать). Такая игра организует и увлекает, помогает управлять эмоциями.
«Аукцион»
Цель – создать здоровый эмоциональный подъем в группе.
Ведущий предлагает игрокам быстро называть предметы, имеющие одинаковый признак, например: круглый стол, круглая тарелка, и т. д. Когда темп замедлится, ведущий считает до трех: «Круглый раз, круглый два, круглый – три!» выигрывает тот, кто последний произнесет заключительный предмет.
«Давайте поздороваемся»
Цель-развитие и коррекция невнимательности, двигательного контроля, импульсивности.
Игроки хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным способом по сигналу ведущего:
1 хлопок – за руку;
2 хлопка – соприкоснувшись плечами; 3 хлопка – спинами.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих этой игре, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение.
Существует много игр для коррекции агрессии.
«Солнышко».
Цель – снять напряжение, развить коммуникативные навыки, поднять эмоциональный настрой участников группы.
Все участники прикрепляют друг другу листок бумаги и рисуют на нем солнышко. А затем пишут пожелания друг другу на этом же листке.
6. Игра-задание
Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.
Вопросы:
1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.
2. Рассказываю о своих играх в детстве.
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком.
4. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.
5. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду.
6. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки.
7. Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Обобщение:
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
Подведение итогов, рефлексия:
Конечно, взрослому легче указать как нужно себя вести ребенку, усадить, запретить, сказать, чтоб не мешал. Но для ребенка такие усилия родителей нередко становится источником беспокойства, вызывают тревогу.
Чтобы получить поддержку взрослого, ребенок может прикинуться глупым, беспомощным, слабым, скучающим, медлительным. В игре же и игровых отношениях он учится поддерживать себя сам. Ведь в своей игре ребенок всегда успешен. Поэтому через игровую роль он благополучнее переживает моменты преодоления трудностей. Этим и уникальна игровая деятельность как воспитательное средство. Вот почему сегодняшнему родителю, живущему в условиях стрессогенности современной жизни, ради сохранения добрых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, обогащать свое родительское поведение навыками игрового умения, принимать активное участие в играх детей, принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке, организовать семейные экскурсии по интересам детей.
Педагог предлагает родителям (по желанию) поделиться впечатлениями о встрече, рассказать, что для них оказалось важным.