Марина Юрьевна Пешехонова
Советы родителям «Как развивать речь ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чем причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми.
Публикация «Советы родителям „Как развивать речь ребенка“» размещена в разделах
Вы, уважаемые родители, обычно получаете совет - больше разговаривать с ребенком и стараетесь говорить с малышом при каждой возможности, но ребенок продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно, это важное условие, чтобы ребенок заговорил, но нужно учесть еще и другое.
Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития моторики ребенка в целом? Нет. Наблюдения показали, что это не так. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев, совпадает со степенью развития речи у детей. Если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые, ватные и не делают отдельных движений. А дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.
В чем же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Вы тоже можете узнать, если хотите, степень развития пальцев и рук у своего ребенка. Исследование ручной моторики проводится при помощи разработанной для этой цели серии тестов. Они позволяют выявить состояние отдельных составляющих сложных двигательных актов: силы и точности движений, их быстроты, координированности, переключаемое движений.
Для общей ориентировки в состоянии ручной моторики часто используются и так называемые комплексные пробы. В этом случае человеку предлагают совершить какое-либо предметное, т. е. направленное на определенный предмет, действие - застегнуть пуговицу, завязать бант, зашнуровать ботинки, намотать на клубок нитку и т. п. Все имеющиеся "изъяны" моторики рук, неловкость и не координированность их движений при этом будут хорошо видны.
Для наших конкретных целей вполне достаточно этих последних проб с добавлением к ним нескольких заданий на изолированные движения пальцев рук. Это позволит вам оценить ловкость или наоборот, неловкость рук вашего ребенка и сделать отсюда необходимые практические выводы.
Предложите ребенку также задания :
• нанизывание бус на леску;
• застегивание пуговиц (чем мельче пуговицы, тем труднее их за-стегнуть);
• шнуровка ботинок;
• мозаику, наборы коробочек для собирания в них мелких камешков;
• наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти рук);
• цветные клубочки ниток для перематывания;
• наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
• дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков;
• палочки для выкладывания узоров по образцу;
• раскрашивание картинок.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.
Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то вы помогите ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения с речевым и без речевого сопровождения. Ребенку надо объяснить выполнение того или иного задания. Вы должны на себе все демонстрировать. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
В приложение к консультации дается пальчиковая гимнастика, которая включает в себя два вида упражнений:
а) упражнения «без проговаривания»
б) упражнения с проговариванием («Игры с пальчиками»).
Это вы найдете в книге В. В. Цвынтарного "Играем пальчиками и развиваем речь" в родительском уголке.
Когда ваш ребенок освоит свободное выполнение пальцами фигурок, то упражнения можно усложнять: разыгрывания небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.