МААМ-картинки

Семинар-практикум «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» для педагогов ДОУ

Людмила Чечетко
Семинар-практикум «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» для педагогов ДОУ
▼ Скачать +Заказ

(с использованием ИКТ, технологии сотрудничества, личностно – ориентированной технологии)

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей" Н. И. Морозов.

Автор: Чечетко Людмила Викторовна, старший воспитательМБ ДОУ д/с № 15 г. Гулькевичи.

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога

Публикация «Семинар-практикум „Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой“ для педагогов ДОУ» размещена в разделах

Задачи: выявить наиболее интересные подходы в работе с художественной литературой, способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.

Актуальность: В настоящее время возникла серьезная проблема: у детей падает интерес к книге. Не для кого не секрет, что дети-дошкольники, впрочем, как и их родители, предпочитают книге телевизор, компьютер, планшет и прочие гаджеты, которые во многих случаях не могут заменить книгу

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Ирина Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Адресность: предлагаемые мною материалы окажут теоретическую и практическую помощь педагогам в вопросах приобщения детей к чтению художественной литературы, в совершенствовании педагогических умений.

Ход семинара:

1. Вступительное слово ведущего.

2. Практическая работа

3. Мозговой штурм «Знаешь ли ты детскую литературу?

4. Игровое моделирование «Солнце»

5. Заключительное слово ведущего

Введение

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей.

Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение.

1. Вступительное слово ведущего.

Книга служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Воспитание детей средствами искусства слова – сложный педагогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не читатели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспитание детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка.

Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит.

Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят свое свободное время за просмотром телепрограмм, мультфильмов, за компьютерными играми и всё реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Проблема падения интереса к чтению была затронута В. В. Путиным на встрече с российскими писателями осенью прошлого года. В частности, он сказал, что «по данным за прошлый год, 40% населения России не прочитало ни одной книги: отчасти причиной является развитие Интернет-ресурсов». Но, как сказал В. В. Путин, сам интернет никогда не заменит литературу. Наверное, с этими словами согласится каждый из нас.

И 12 июня 2014 г. В. Путиным был подписал Указ «О проведении в 2015г в Российской Федерации Года литературы». Чтобы привлечь внимание к литературе и чтению.

Практическая работа.

Задание первое.

Слушатели делятся на 5 подгруппы. Каждая получает карточку с учебно-диагностическими заданиями. На обсуждение – 3 минуты, на ответ – 1 минута.

Карточка 1. (подготовительная группа)

Дети старшего возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателя способны увидеть единство содержания и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства.

Задание. Сформулируйте, какими методами всё это достигается.

Карточка 2. (средняя группа)

Детский сад знакомит с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс задач.

Задание. Назовите эти задачи.

Карточка 3. (старшая группа)

Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей в старшей группе не получается. Она кратковременная, стихийная, не все дети принимают участие.

Задание. В чем вы видите причины? Дайте рекомендации воспитателям.

Карточка 4. (1 младшая группа)

Работа по ознакомлению с художественными произведениями детей разных возрастных ступеней организуется по-разному. С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с подгруппой 2-6 человек. В младшей группе детей делят на две подгруппы, в средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми.

Задание. Обоснуйте такую организацию.

Карточка 5. (2 младшая группа)

Книги для детей дошкольного возраста всегда издаются с множеством цветных и черно-белых иллюстраций. Многие из художников по праву могут считаться соавторами тех писателей, чьи книги она иллюстрирует.

Задание. Назовите таких художников. Сформулируйте, в чем значение иллюстраций. Какова методика ознакомления с ними?

Задание второе

Методы и приемы при работе с художественной литературой.

Всё будет проходить в игровой форме. В конечном результате будет выявлен победитель. Побеждает тот, кто заработает больше фишек. (Делимся на две команды).

1) Какие литературные жанры вы знаете (Рассказ, стихотворение, сказка, легенда, былина, предание, ода, повесть, роман, новелла, эпиграмма, загадка, потешка, скороговорка, считалка, пословица, басня и т. д.)

2) Какая самая главная задача при ознакомлении детей с художественной литературой, на ваш взгляд? Определите ее. (Ответы педагогов.) Развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книг. Развивать чувство юмора. Обращать внимание детей на выразительность средств (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях. Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами : сказкой, рассказом, стихотворением. Знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

3) Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии? (Ответы педагогов.)

Методисты, занимающиеся изучением этого вопроса, считают, что на одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить произведения о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные какому-либо нравственному понятию (честности, смелости и др.).

Можно объединять произведения, различные по форме: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т. д., или сочетать произведения, в которых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.

4) Какова схема построения занятия по ознакомлению с художественной литературой? (1 – вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения; 2 – основная часть – работа с литературным произведением, использование различных методов и приемов; 3 – заключительная часть.)

5).Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда? (Ответы педагогов.)

Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут, и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой.

Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т. д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е. И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.

В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.

6) Когда уместен на занятиях по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций?

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.

7) Когда лучше всего читать детям художественную литературу в свободное от занятий время?

Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, например в ожидании еды, умывания и т. п. Ведь воспитатель не может быть уверен, что ему удастся довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть; другие испытывают разочарование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте.

Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.

А теперь предлагаем вам провести Мозговой штурм «Знаешь ли ты детскую литературу?

а) Участники делятся на две команды.

б) Название команды.

Разминка:

викторина «Шуточная реклама»

Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения

1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину.

(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. Несу золотые яйца. Дорого.

(Курочка Ряба, р. н. с. «Курочка Ряба»)

3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.

(Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

4. Отмою всё!

(Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр»)

5. Доставка пирожков бабушке.

(Красная Шапочка, Ш. Перро «Красная Шапорчка»)

6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

(Доктор Айболит, К. Чуковский «Доктор Айболит»)

7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.

(Р. н. с. «Гуси-лебеди»)

8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.

(Лиса, р. н. с. «Лиса и волк»)

9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.

(Бабушка, р. н. с. «Колобок»)

10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой. (Баба Яга)

Викторина «Мир литературы» : показ презентации: «Портреты русских поэтов и писателей» (Назвать русских поэтов и писателей)

конкурс «Живая сказка»

Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Обе команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Теремок»).

конкурс «Угадай мелодию»

Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.

(Звучит аудио запись песен из сказок «Буратино», «Каникулы в Простоквашино», «Красная шапочка», «Бременские музыканты», «Три поросёнка», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Вини-Пух и все-все-все», «Волк и семеро козлят» и др.).

конкурс «Покажи походку»

Нужно показать, как ходит сказочный персонаж, и его характерные признаки: Буратино, Снежная королева, Красная шапочка, Кощей бессмертный.

конкурс «Объяснялки»

Хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки. Посмотрите на экран телевизора и объясните, в чём волшебная сила данного сказочного предмета. Назовите сказку, в которой присутствует этот предмет.

На экране появляются предметы:

Ковёр-самолёт.

Сапоги-скороходы.

Шапка-невидимка.

Горшок.

Скатерть-самобранка.

Зеркало.

Цветик-семицветик.

Золотая рыбка и др.

конкурс «Путаница».

Помогите нам, ребята, распутать названия сказок.

Слушайте внимательно.

«Суп из топора»,

«По-заячьему велению»,

«Зелёная шапочка»,

«Кот в туфлях»,

«Два поросёнка»,

«Лиса и цапля»,

«Волк и пятеро щенят»,

«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,

«Мальчик с ладошку»;

«Сивка-Мурка» и др.

Игровое моделирование «Солнце»

В период пребывания детей в детском саду они знакомятся с произведениями многих авторов. И задача воспитателя познакомить детей не только с художественными произведениями, но и дать первые представления о писателях. Знакомя с новыми произведениями, вы в обязательном порядке называете автора, название произведения, показываете портрет писателя. Если собираетесь читать новое произведение уже известного детям автора, то обязательно вспоминаете о прочитанных книгах. А уже в старших группах детям специально рассказывают о жизни писателя и его книгах. Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.

Одной из форм работы по ознакомлению с жизнью и творчеством питателя являются тематические выставки. Вы в книжных уголках оформляли тематические выставки, посвященные творчеству многих детских писателей, проводили литературные викторины. Но чтобы рассказать детям об авторе, надо самому прежде познакомиться с биографией писателя.

Сейчас мы с вами снова немного поиграем. Представьте, что сегодня хмурый день, так как у солнца спрятались лучи. И ваша задача – найти эти лучи. В центре солнца написан автор, а на лучах – названия произведений. Вам необходимо подобрать лучи, чтобы получилось яркое, радостное солнце.

(Воспитатели выполняют задание).

К. И. Чуковский («Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит», «Бармалей», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Телефон», «Путаница», «Крокодил»)

С. Я. Маршак («Детки в клетке», «Хоровод», «Вот какой рассеянный», «Дом, который построил Джек», «Про все на свете», «Откуда стол пришел», «Почта», «Рассказ о неизвестном герои», «Песня о елке», «Круглый год»)

Заключительное слово ведущего.

Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

А закончить мне хочется словами К. Г. Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!

Список литературы :

1. «Инновационная деятельность в ДОУ», И. Н. Урмина, Т. Н. Данилина.

2. «Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ», Н. Н. Копытова.

3. Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика».

4. Интернет ресурсы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении детей с художественной литературойРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении детей с художественной литературой Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Практикум для воспитателей «Использование Mimio при знакомстве детей с художественной литературой» Практикум для воспитателей «Использование Mimio при знакомстве детей с художественной литературой» Цель проекта: Заинтересовать педагогических.

Семинар-практикум «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой в соответствии с ФГОС» слайд Ведь всем известно, что художественная литература оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка.

Семинар для педагогов ДОУ «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Семинар «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО".

Семинар-практикум для педагогов «Мостик понимания между родителями и ДОУ» 26.02.2016 г. Семинар - практикум для педагогов «Мостик понимания между родителями и ДОУ» Цель: повышение уровня профессионального мастерства.

Презентация «Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды» Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды. Воспитатель МБДОУ №10, гр. Орешки: Грасс У. С. План семинара.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Современные технологии речевого развития» .

Семинар-практикум для педагогов «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей у детей»Семинар-практикум для педагогов «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей у детей» СЛАЙД 1 (на экране тема: «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей у детей») СЛАЙД 2 (на экране цитата: «Умение ребёнка позитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» для педагогов ДОУ
Опубликовано: 25 января 2018 в 14:55
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» для педагогов ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Чечетко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД