Галина Тещенко
Семинар для педагогов ДОУ «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К МЕРОПРИЯТИЮ
Ход семинара
«От того, как заложены элементарные математические представления,
в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»
Л. А. Венгер
I ЧАСТЬ
Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
СТ. ВОСПИТАТЕЛЬ: Одна из важнейших задач воспитания дошкольника – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.
Для современной образовательной системы проблема познавательного развития чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить не просто мыслить, а мыслить именно мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.
Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются :
1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений : обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
8. Развитие инициативности и активности детей.
Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений :
Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности
Считает, вычисляет, измеряет, моделирует
Владеет математической терминологией
Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление
Владеет простейшими графическими навыками и умениями
Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)
Основной формой организации обучения детей элементарным математическим представлениям в детском саду является непосредственно образовательная деятельность (далее – НОД).
Педагогам каждой группы раздается памятка «Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ» (приложение 1).
СТ. ВОСПИТАТЕЛЬ: Примерная структура традиционной НОД по ФЭМП строится по трем этапам:
1. Организация НОД
2. Ход НОД
3. Итог НОД/Рефлексия – самоанализ деятельности и ее результатов.
Начало НОД должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным.
В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты.
В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.
В подготовительных группах организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).
В основной части занятия количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.
В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех частей (работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).
В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).
В старшей группе: до пяти частей.
В подготовительной группе: до семи частей.
Внимание детей сохраняется: 3-4 минуты у младших дошкольников, 5-7 минут у старших дошкольников - это и есть примерная длительность одной части.
Любое занятие должно быть законченным, поэтому следует обязательно подводить итог. Рефлексия позволяет подвести ребенка к пониманию и проявлению своих ценностей и нравственных ориентиров.
В стремлении достичь эффекта и высокой результативности обучения дошкольников математическим представлениям перед каждым педагогом возникает вопрос :
Как «разбудить» познавательный интерес ребенка?
Педагоги предлагают свои варианты ответов на поставленный вопрос.
СТ. ВОСПИТАТЕЛЬ: Подведем итог: в первую очередь необходимо сделать обучение детей занимательным.
При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.
II ЧАСТЬ
СТ. ВОСПИТАТЕЛЬ: О значении занимательного материала в развитии математических представлений дошкольников сообщит воспитатель старшей группы – Терентьева Лариса Васильевна.
III ЧАСТЬ
СТ. ВОСПИТАТЕЛЬ: Формировать, развивать и закреплять математические представления детей можно не только в непосредственно образовательной деятельности (НОД) по математике, но и во время режимных моментов, что способствует более успешному усвоению и запоминанию материала.
Подробнее об этом расскажет воспитатель старшей группы – Дудкина Марина Вячеславовна.
IV ЧАСТЬ
СТ. ВОСПИТАТЕЛЬ: В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. Для эффективного решения образовательных задач очень важно оснастить в группе Уголок занимательной математики.
Рекомендации по организации Уголка занимательной математики с учетом возрастных особенностей детей представит воспитатель подготовительной группы – Политова Людмила Ивановна.
V ЧАСТЬ
СТ. ВОСПИТАТЕЛЬ: С целью активизации деятельности педагогов в создании комфортных условий для успешного формирования элементарных математических представлений дошкольников в МАДОУ «Детский сад №8 «Чебурашка» следует провести смотр-конкурс создания ППРС на тему «Лучший уголок занимательной математики», учитывая возрастные особенности групп (приложение 2). Оцениваться Уголок будет согласно критериям оценочной таблицы (приложение 3).
Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё то, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны.
Предлагаю закрепить материал, полученный во время сегодняшнего общения, и разгадать интерактивный кроссворд.