Приложение МААМ

Семинар-практикум для педагогов «Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Ирина Жукова
Семинар-практикум для педагогов «Мостик понимания между родителями и ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

26.02.2016 г.

Семинар - практикум для педагогов

«Мостик понимания между родителями и ДОУ»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями. Провести мини - мониторинг знаний педагогов в этой области.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Мостик понимания между родителями и ДОУ“» размещена в разделах

2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.

3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка,

поэтому их роль в формировании его личности огромна».

I. Теоретическая часть

Наш семинар посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения - совершенствование нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников через реализацию модели взаимодействия «Семья - Ребенок - Детский сад».

Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами.

Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов.

В связи с этим перед нами стоит важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула:

ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации было проведено

анкетирование родителей «Взаимодействие детского сада и семьи». В анкетировании приняли участие ___ родителей. Предлагалось ответить на 8 вопросов. Проанализировав анкеты, мы увидели следующие результаты:

1. К какому источнику информации Вы обращаетесь в первую очередь?

А. Полагаюсь на себя, семью, свой опыт - ___ ответов

Б. Обращаюсь за советом к подругам, знакомым, бабушкам - ___ ответов

В. Читаю литературу по вопросам воспитания детей - ___ ответов

Г. Обращаюсь за советом к педагогу группы - ___ ответов

Д. Иное - ___ ответ

2. Почему не обращаетесь к воспитателю за советом?

А. Сами справимся - ___ ответа

Б. Неудобно отрывать педагога от работы - ___ ответов

В. Испытываем затруднения в общении с педагогом - ___ ответов

Г. Считаю педагога не совсем компетентным - ___ответов

Д. Иное - ___ ответов

3. Что такое хороший детский сад?

А. Где любят и уважают детей - ___ ответов

Б. Где многому учат - ___ ответов

В. Куда дети бегут с удовольствием - ___ ответа

Г. Где всегда ждут детей - ___ ответов

Д. Где уважают родителей и детей - ___ ответов

Е. Где хороший коллектив, добрые педагоги - ___ ответа

Ж. Где детям тепло и уютно,безопасно - ___ ответов

З. Иное - - ___ответ

4. Что Вы вкладываете в понятие «хороший воспитатель»?

А. Любит и уважает детей - ___ ответов

Б. Учит детей - ___ ответа

В. Относится к чужим детям как к своим - ___ ответов

Г. Понимает детей и родителей - ___ ответа

Д. Это терпеливый воспитатель - ___ ответов

Е. Хорошо готовит детей к школе - ___ ответов

Ж. Это вторая мама - ___ ответов

5. Что Вы ожидаете от педагога детского сада?

А. Проводит образовательную деятельность, праздники - ___ ответов

Б. Научит ребенка общаться с другими детьми - ___ ответов

В. Учитывает индивидуальные особенности ребенка - ___ ответов

Г. Обеспечивает безопасность ребенка - ___ ответов

Д. Не предъявляет ребенку необоснованных требований - ___ ответов

Е. Дает родителям нужные и грамотные советы - ___ ответов

Ж. Общается с родителями на равных - ___ ответов

З. Иное - ___ ответов

6. С чем чаще всего обращается Вам воспитатель?

А. За материальной помощью - ___ ответа

Б. Что – то сделать для группы - ___ ответов

В. Чтобы Вы пораньше забрали ребенка - ___ ответа

Г. Вовремя оплатили за детский сад - ___ ответов

Д. Когда ребенок что – то натворил - ___ ответов

Е. Чтобы Вы позанимались с ребенком дома - ___ ответов

Ж. Чтобы похвалить ребенка - ___ ответов

З. Иное - ___ ответов

7. Кто несет ответственность за воспитание ребенка?

А. Семья - ___ ответов

Б. Детский сад - ___ ответов

В. Иное ___ответов

8. На Ваш взгляд информация в уголке для родителей в вашей группе

А. Полезна - ___ ответов

Б. Не очень - ___ ответов

В. Бесполезная ___ ответов

Г. Я ее не читаю - ___ ответ

Д. Иное - ___ ответов

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.

Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс. Был проведен опрос среди воспитателей «Моя форма взаимодействия с родителями», в котором приняло участие ___ воспитателей. Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность дошкольного образовательного учреждения наши педагоги проводят так :

1. Какие формы работы с семьей Вы используете?

Традиционные: родительские собрания, беседы, индивидуальные консультации, папки - передвижки, памятки, анкетирование, папки - раскладушки;

Нетрадиционные: семинары, круглые столы, презентации, творческие посиделки, совместные праздники.

2. Уверены ли Вы, что Ваше взаимодействие с семьей является эффективным?

а) да - ___ воспитателей

б) иногда ___ воспитателя

в) нет

3. Привлекаете ли Вы всех родителей к участию в жизнедеятельности группы, ДОУ? Если нет, почему?

а) да ___%, но отзываются не все, из - за своей занятости

б) нет - ___%

4. Вы находитесь в тесном контакте с родителями воспитанников? Если нет, почему?

а) да - ___ воспитателей - ___%

б) не со всеми - ___ воспитателя - ___% (не всем родителям интересно, большинство ссылаются на нехватку времени)

в) старается держаться дистанции, так как родители все разные - ___%

5. Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями.

а) Привлечь родителей к проблемам воспитания детей в детском саду - ___ воспитателей - ___%

б) Материально-хозяйственная помощь - ___ воспитателя - ___%

в) Правильная организация досуга детей и родителей - ___ воспитателей - _%

г) Соблюдение всех требований воспитателя - _ воспитателя - __%

д) Нет целей ___%

6. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как к профессионалу?

Справедливым, уважительным, адекватным, внимательным, отзывчивым, доброжелательным, построенным на взаимопонимании, заинтересованность в совместном воспитании ребенка, в тесном сотрудничестве семьи и детского сада.

7. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно участвовала в ней?

Побольше привлекать к жизни ДОУ. Найти такие формы работы с родителями, которые будут им наиболее интересны___; заниматься педагогическим просвещение родителей___, учитывать индивидуальный подход к каждому ребенку___; создать коллективно - творческие группы родителей___, которые могли бы охватить весь спектр дел и проблем___; больше показывать открытые занятия для родителей___, организовывать Дни открытых дверей___, совместные субботники.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

Вернемся к вопросам, которые были поставлены в начале семинара. Как изменить такое положение (непонимание между семьей и доу? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Для этого в своей работе необходимо использовать нетрадиционные формы работы, формы общения с родителями.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов, имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества.

К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся : досуговые, познавательные, наглядно - информационные формы.

Что включает в себя досуговое и наглядно - информационное направление, с какими трудностями можно сталкнуться в ходе их реализацией нам расскажет воспитатель старшей группы Вознюк С. В.

(Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями : наглядно - информационное и досуговое направление, методы активизации родителей»)

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Соответственно возрастают требования к коммуникативной сфере личности педагога, возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. Еще Сухомлинский говорил, что речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека - его настроение, его чувства, эмоции.

Общение педагогов с родителями воспитанников продолжает оставаться одной из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольныхучрежднний, поэтому возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе. Напомню о правилах общения педагогов с родителями :

Консультация «Правила общения педагогов с родителями воспитанников»

«Общение с родителями».

-Диалог педагога с родителями –это личностно равноправное общение, это совместное приобретение опыта.

-Диалогическое общение – наиболее оптимальный стиль общения с родителями. Условия такого общения:

1. Безоценочное позитивное принятие другого человека;

2. Активное эмпатическое (сопереживающее) слушание другого, выражение своего понимания другого человека в речи или действии;

3. Искреннее выражение своих подлинных чувств в общении;

4. Ориентация в содержании общения на потребности семьи, запросы родителей.

-Педагог должен не бояться своих чувств и уметь выразить без унижения и оскорбления другого, говоря о себе, о своих переживаниях, т. е. в форме «Я –высказывания».

-Каждая сторона общения воспитателя с семьей ответственна за собственный выбор поступков, способов поведения, за культуру самовыражения своих мыслей, чувств, за собственные ожидания от противоположной стороны.

-Педагог должен занять в общении с родителями адекватную позицию в противовес позиции «обиженного (рассерженного) ребенка».

-Необходимо стать более открытыми и откровенными в принятии чужого мнения (толерантными), свободными от рамок «норм и запретов», не бояться быть не услышанными родителями («Зачем им это, это наши проблемы», «они не поймут» и т. п.)

-Больше верить в силу слова, в силу контакта, все более оказываясь обаятельными в общении.

Памятка для педагога по работе с родителями.

1. Помните, что вы только помощник родителей, а не лицо, их заменяющее.

2. Родители несут всю полноту ответственности за развитие, обучение и сохранение здоровья своего ребенка. Ваша задача- помочь им в этом, но не взваливать весь груз ответственности на себя.

3. Вы не обязаны любить всех детей вашей группы. Любовь- это прерогатива родителей. Вы обязаны понять детей, принять их такими, какие они есть, и помочь им в преодолении проблем психофизического развития.

4. Каждый ценит только то, что ему удалось сделать самому. Следовательно, чем больше вы будете предоставлять родителям возможностей для самореализации, тем выше они будут оценивать эффективность работы детского сада в целом и вашу в частности.

5. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших воспитанников не было запланировано никаких важных дел и т. п.

6. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся воспитанников вашей группы, и на ее обсуждение постройте разговор с родителями.

7. Особое внимание обратите на размещение родителей в группе, например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

8. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно, не допускается молчание при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное ;называть друг друга по имени отчеству или только по имени и т. д.

9. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

10. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

11. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета дошкольного учреждения.

12. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

13. Используйте все преимущества конкурсов и соревнований при формулировке домашних заданий. Это позволит создать атмосферу заинтересованности и сопричастности родителей к образованию ребенка.

14. Беседуя с родителями о достоинствах или недостатках их ребенка, о результатах выполнения им тех или иных заданий, прибегайте к примерам, описанным в литературе. Не сравнивайте конкретного ребенка с другими детьми вашей группы. Помните о том, что мера здоровья и развития у каждого ребенка строго индивидуальна. Ведь педагог, как и врач, должен руководствоваться девизом: «Не навреди!»

Как воспитателю организовать беседу с родителями.

1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на педагоге.

2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.

3. Взаимопонимание быстрее наладится, если воспитатель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнера.

4. Важно спокойное дружеское вступительное слово воспитателя.

5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.

6. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Воспитатель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя.

7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение воспитателя.

8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.

9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.

10. Постарайтесь прочувствовать «больные струнки» родителей и не задевайте их.

11. Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.

II. Практическая часть. (проводит педагог-психолог)

1. Упражнение направлено на повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями и наоборот.

«самый трудный родитель, самый приятный родитель и наоборот»

Материал: 2 листа бумаги а4, 2 маркера, листы с таблицами положительные и отрицательные эмоции.

Задание: создать обобщенный портрет родителей, и воспитателя, общение с которым у вас вызывает отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде карикатуры, схемы, геометрических фигур.)

2. На бумаге записать отрицательные чувства отрицательные качества, которые вы отразили в этом портрете

Задание: создать портрет того воспитателя и родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. Также записать положительные качества созданного образа.

Анализ упражнения:

Вопрос: Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, воспитателя с которым вам неприятно вступать?

Вопрос второй группе, что вы чувствовали при создании этого портрета?

Вывод: общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки - люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к трудным, высказывая постоянные претензии в их адрес.

Наличие высокого уровня взаимного доверия педагогов и родителей даст возможность организовать конструктивный диалог, отсюда и лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций в разных ситуациях, а значит, помочь в понимании его индивидуальных особенностей развитий, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении.

Статистика показывает: в основном родители получают информацию друг от друга. А, как нам известно, информация, передаваемая из уст в уста, имеет свойство искаженности. Родители очень хотят знать о том, что делает ребёнок в детском саду. Как они могут получить информацию об этом?

1. Во-первых: когда приводят ребёнка (несколько секунд или минут) и когда забирают. Поэтому постарайтесь уделить внимание ребёнку в эти моменты – встретьте его с улыбкой, порадуйтесь его приходу. А если его забирают – напомните, что завтра вы его снова ждёте… Таким образом, родители чувствуют ту атмосферу благополучия, в которой находится ребёнок в течение всего дня и спокойно пойдут по своим делам. Даже секунды – способны творить чудеса и изменить тревожность и беспокойство на спокойствие и доверие.

Кому из нас хочется слушать монотонные, не понятные лекции. Более того, большой поток информации воспринимаемый на слух не запоминается, даже если прилагать максимум усилий. Поэтому не забивайте родителям голову длинными годовыми задачами и возрастными особенностями. Информация должна быть доступной для «непедагога» и интересной. Вместо привычных скучных родительских собраний проводите тренинги, игры, занятия, инсценировки (где принимают участие родители со своими детьми, консультации, круглые столы, конференции в форме дискуссии, где родители в непринуждённой форме получают ответы на свои вопросы.

Устраивать «Творческие лаборатории». Например, в «Мастерскую Деда Мороза» родители сами с удовольствием заглядывают, потому что только там они могут изготовить оригинальный подарок для своих близких, который не найдёшь ни в одном магазине.

Упражнение: «На развитие коммуникативности педагога в общение с родителями»

Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказывать свое мнение, согласны с этим или нет почему.

Тезисы.

• Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

• В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания и стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.

• Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнетесь сами.

• Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.

• Преобладание оценочного стиля общения становится серьезными источником конфликтов между воспитателем и родителем.

• Когда задето чувство собственного достоинства из собеседников, непременно страдает само общение.

Родители должны услышать то, что им сказал педагог.

Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Упражнение «Комплимент» в кругу

Цель: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.

Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.

Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».

Для этого участники организуем круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т. е. сделать комплимент.

Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.

Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т. д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.

Ведущий: Что было легче: делать комплимент или отвечать на него.

Итогом нашей деловой игры будет упражнение на тему ; Какие мы хорошие?

Участником раздаются стикеры в виде сердечек. На которых предлагается написать то положительное качество, которое помогает им взаимодействовать с родителями. Далее сердечки приклеиваются на ватман, на котором изображена семья.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Речевое развитие детей и взрослых» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Речевое развитие детей и взрослых» Место проведения: МБДОУ «Детский сад №___» Дата проведения: 30.03.2017г. Цель:.

Семинар-практикум для педагогов «Театральный ринг» Семинар-практикум «Театральный ринг» Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного.

Семинар для педагогов ДОУ «Организация взаимодействия с родителями в современных условиях»Семинар для педагогов ДОУ «Организация взаимодействия с родителями в современных условиях» «Творческая мастерская» Мастер-класс по организации работы с родителями в средней группе «Б» «Одуванчики» Последние время многие ученые.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Физическое воспитание в ДОУ» Цель: • Уточнить знания педагогов по разделу формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста. • Активизировать мыслительную деятельность.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Современные технологии речевого развития» .

Семинар-практикум для педагогов и специалистов: «Стили общения педагога с родителями» Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями. Упражнение 1 «Смотрим в книгу, видим…» Цель: продемонстрировать.

Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ, как средство развития творческих способностей дошкольников». Форма проведения: игра «Творим.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Инновационные формы работы с родителями» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников Задачи:.

Семинар-практикум на тему «Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС» Семинар-практикум на тему: «Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС». Цель: повышение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Мостик понимания между родителями и ДОУ»
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 16:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Мостик понимания между родителями и ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Жукова (УИ 491304) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД