Веретельникова Ксения
Дополнительная общеобразовательная программа «В мире музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Комитет образования Администрация муниципального района «Шилкинский район»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Шилкинский Дом детства и юношества
Принята педсоветом
Протокол № 2
от 28.08.2023г
Утверждаю:
Директор Дома детства и юношества
Хасанова С. В.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов: 144 часа
Форма обучения: очная
Составитель программы: Музыкальный руководитель,
педагог дополнительного образования
Веретельникова Ксения Сергеевна
Пгт. Первомайский
2024 г
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности «Мир музыки» разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 12. Образовательные программы);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г №678-р;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Забайкальского края от 13 июля 2023 г. N 577 "Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере по направлению деятельности "Реализация дополнительных общеразвиающих программ за исключением дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств)»;
-Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 года №09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Письмом Минобрнауки России от 29 марта 2016 года №ВК-641/09 О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеразвивающих программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей);
- СП 2.4.3648-20 «санитарно- эпидемиологические требования организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Сан ПиН 1.2.3.685-21 «Гигиенические нормативы и требования по обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир музыки» имеет художественную направленность. Ориентирована на развитие творческих способностей, художественных способностей и склонностей дошкольников, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения дошкольников, творческой импровизации.
Актуальность программы Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально — ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Отличительными особенностями программы «Мир музыки», заключается в её основной идее – не только познакомить детей с миром музыкального искусства, но и обучить их основам вокала и игры на музыкальных инструментах. Игра на ДМИ позволяет ребёнку в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, создает условия для творчества, эстетических переживаний, даёт ребёнку новые знания об окружающем мире
Новизна данной программы состоит в том, что дети, обучаются играть, не только на детских музыкальных инструментах, но и на фортепиано. Поют в группе и сольно, знакомятся с шедеврами классической, народной, и современной музыки, что способствует выявлению интересов и способностей ребенка, творческого потенциала детей, помогает в выборе дальнейшего творческого развития – пути творческой самореализации и формирования направленности личности на дальнейшую социализацию. Все это соответсвует содержанию социального заказа общества и государства.
Адресат программы.
Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста (6-7 лет)
Психологические особенности детей 6 – 7 лет
Старший дошкольный возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.
В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно грамматические конструкции.
Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Ребенок 6 – 7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т. е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Для обучения принимаются все желающие. Группы формируются без конкурсного отбора на основании заявлений родителей (законных представителей).
Количество обучающихся до 15 человек.
Объём и срок освоения программы.
Объём программы 144 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения - очная. Может быть использован очный формат с применением дистанционных образовательных технологий.
Уровень программы - базовый
Программа включает базовые теоретические и практические занятия.
Особенности организации образовательного процесса:
основная форма организации деятельности - коллективная. Однако занятия могут проводиться в малых группах и индивидуально.
Организационные формы обучения.
Традиционные формы занятий: беседа, ролевая игра, познавательная игра, занятие-игра, репетиция, тренинг, концерт, спектакль, праздник.
Нетрадиционные формы занятий: занятия, основанные на имитации общественной деятельности, занятие-творчество, занятия, основанные на межпредметных связях.
Режим занятий.
Продолжительность одного академического часа - 30 минут. Перерыв между занятиями - 10 минут.
Общее количество часов в неделю - 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
1.2. Цели и задачи рабочей Программы
Цель: формирование основ музыкальной и духовной культуры детей дошкольного возраста через игру на ДМИ.
Задачи:
Основной задачей при обучении детей игре на ДМИ считаю создание положительного эмоционального климата на занятиях, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. В течение учебного года также решаю следующие задачи:
Обучающие:
-Расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
-Знакомить детей с приёмами игры на детских муз инструментах.
-Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
-Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
-Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
Воспитательные:
-Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
-Воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
-Воспитание творческой инициативы.
-Воспитание сознательных отношений между детьми.
Развивающие:
-Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
-Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
-Развивать мышление, аналитические способности.
-Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
-Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма
-Развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. 1.3. Содержание программы
Учебный план
1. Вводное занятие:теория 1,практика 1,всего 2.
Форма контроля входное тестирование
2. Знакомство с музыкальными инструментами теория 3 практика 9 всего 12 Форма контроля. Занятие,наблюдение
3. Музыкальная грамота теория 4 практика 8 всего 12
Форма контроля. Занятие,наблюдение
4. Обучение игре на музыкальных инструментах теория 18 практика 100 всего 118
5. Итоговое занятие. практика 2
Форма контроля. Концертный номер
ИТОГО: 144 часа
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с учащимися. Знакомство с программой обучения: цели и задачи, перспективы творческого роста. Правила поведения на занятии для учащихся.
Практика: Участие в викторине. входное тестирование, инструктаж по ТБ, ПБ
Форма контроля: Наблюдение, устный опрос.
2. Знакомство с музыкальными инструментами
Теория Погремушка
Практика: Музыкальная грамота
1. «Погремушка как музыкальный инструмент»
2.«Разновидности погремушек»
3. «Тембр. Разнотембровые погремушки»
4. Обучение игре на ДМИ
«Озорные погремушки».
Песенка «Погремушка» Ю. Антонова
Пляска с погремушками
Игра «Кто скорее?»
Свободные игры, пляски с погремушками
Подвижные игры «Догонялки»
Музыкально-дидактическая игра
«Угадай- ка». Игра на различных погремушках с
использованием р. н. м.
«Мишка с куклой»
«Ах вы, сени», р. н. м.
«Как у наших у ворот», р. н. м.
«Игра «сохрани погремушку
занятие,наблюдение
3. Музыкальная грамота
Теория бубен
Практика бубен
Разновидность бубнов
Динамика. слуховое восприятие
Обучение игре над ДМИ
занятие,наблюдение Мой веселый звонкий бубен, мы играть с тобою будем»: Игра «Кто скорее?»
Угадай-ка»
Свободная игра на всех видах
бубнов
Игра «Кто скорее?»
Игра «Бубен»
Фрида «Тихо-громко в бубен бей»
«Угадай- ка»
Свободные игры
«Пойду ль я», р. н. м.
«Ах вы, сени», р. н. м.
Музыкально-дидактическая игра
«Тихо-громко в бубен бей»
Е. Тиличеевой
Свободные пляски с бубном
Форма контроля:Занятие,наблюдение
4. Обучение игре на музыкальных инструментах Теория: Колокольчики (валдайские, маленькие, средние)
Практика: Музыкальная грамота
Колокольчик. Его строение»
«Разновидности колокольчиков»
«Тембр. Различие в звучаниях колокольчиков»
Обучение игре на
ДМИ
«Колокольчик зазвенит, всех вокруг развеселит»
«Колокольчик мелодичный, звонкий, милый, симпатичны» Рассказ о строении колокольчика: юбочка,
язычок, ушко. Показ различных колокольчиков: малые, большие, средние, валдайские.
Определение на слух звучания различных
колокольчиков: громко, тихо, нежно,
звонко, мелодично, протяжно — в
зависимости от вида и приема игры
(трель, удар палочкой, пальцем,
встряхивание). Знакомство с приемами игры на бубне: удар
ладошкой, удар кулачком (косточками) по
донцу. Учить правильно держать бубен в левой руке — ударять правой рукой, встряхивание производить правой рукой.
Знакомство с игрой на колокольчиках показ
приемов игры: удар палочкой, встряхивание
толчок пальцем. Обучение приему «трель».
Учить правильно, держать колокольчик:
вертикально, не зажимать кисть, свободно
потряхивать и ставить на ладошку.
Закрепление навыков игры на колокольчиках.
Теория: Барабан
Практика:Музыкальная грамота
«Барабан. Строение барабана»
«Разновидности барабана»
«Тембр. Различие в звучании разных барабанов»
Обучение игре на ДМИ
«Барабан наш не молчит, он грохочет и стучит»
Показ барабана. Рассказ о его строении:
корпус, два донца, палочки, ремешок.
Звукоизвлечение. Слушание музыки.
Показ различных барабанов: большого,
малого, железного. Беседа о том, чем они
отличаются друг от друга.
Восприятия на слух звучания различных
барабанов. Различать звучание больших,
малых и железного барабана.
Знакомство с игрой на барабане. Показ
приемов игры: одновременные удары одной и двумя палочками, поочередные удары правой и левой рукой, барабанная дробь. Песня «Барабан»
«Маленький марш»
Парлова
Марш под барабан
Упражнение «Гулять-отдыхать»
Песня «Барабан»
Марш под все барабаны
Игры «Угадайки»
Музыкально-ритмическая игра «Труба и барабан»
Песня «Барабан» (подыгрывать) «Веселая песенка» Ивкодимова
Упражнение «Барабанщики» Красева
«Марш» Парлова
Форма контроля:Беседа,усный опрос.
Теория:Музыкальные игрушки
Практика:Музыкальные игрушки
Обучение игре на ДМИ
«Погремушки, барабаны с бубном громко тарабанят, а нежный колокольчик громко петь не хочет» Показ музыкальных игрушек: неваляшек, музыкальных волчков, органчиков, музыкальных открыток, шкатулок, коробочек. Закрепление знаний детей о музыкальных игрушках.
Повторение всех приемов игры на
погремушках, бубнах, колокольчиках,
барабане. Закрепление полученных навыков. Свободные пляски, игры,
подвижные игры «Угадай-ка»
Повторение репертуара сентябрь декабрь, январь
Теория:Деревянные ложки
Практика:Музыкальная грамота
«Ложки деревянные как музыкальный инструмент»
«Строение ложки»
«Тембр. Слуховое восприятие звучания ложек»
Обучение игре на ДМИ
«Вятские, смоленские – ложки деревенские» Ложка — музыкальный инструмент.
Описание лодки: расписные, деревянные,
металлические, большие, маленькие,
пластмассовые.
Беседа о строении ложки: палочка-ручка,
пяточка. Как извлекается звук.
Слушать звучание различных ложек,
определять на слух большие и маленькие,
деревянные, металлические и пластмассовые.
Знакомство с игрой на деревянных ложках.
Показ приемов игры на ложках. Учить детей
правильно держать ложки в руках, ритмично ударять «пяточкой» по «пяточке» приемом
«ладушки». Песня «Ложкари»
«Лошадка» Потоловской (прямой галоп)
Показ приемов игры на ложках
Свободные игры, пляски
Определение на слух
«Угадай-ка»
Свободные игры, пляски
«Ладушки», р. н. м.
«Лошадка» Потоловского
«Цок, цок лошадка» Тиличеевой
«Цирковые лошадки»
Форма контроля:Занятие,беседа.
Теория: Металлофон
Практика:Музыкальная грамота
«Металлофон. Строение металлофона»
Обучение игре на ДМИ
«Молоточек мы возьмем и везде стучать начнем» Показ металлофона. Беседа о его
строении: корпус, металлические
пластиночки разного размера, молоточек.
Знакомство с игрой на металлофоне. Учить:
самостоятельно брать и правильно держать молоточек, помахивать им свободно в воздухе, постукивать по ладошке и по кубику, по столу, по корпусу металлофона, выполнять glissando в воздухе и на столе с поворотом кисти. Исполнение взрослым
различных пьес на металлофоне «Угадай-ка»
Свободные игры, пляски
Упражнение с молоточками без музыки
«Дождик» ,«Часики»«ручейки»,«Дятел»,«Цыплятки».
Форма контроля:Наблюдение,опрос усный.
Теория: Звуки
Терия:Музыкальная грамота
«Звуки музыкальные и немузыкальные»
«Высокие и низкие звуки»
«Звуки громкие и тихие»
Обучение игре на ДМИ
«Наш металлофон звенит, молоточек так велит»
Беседа о шумных звуках и музыкальных с показом звучания различных
инструментов. Определение на слух. Определение на слух звучания
металлофона в высоком и низком регистре. Узнавание приемов удар и
glissando. Определить на слух громкость звучания металлофона. 0бучение приемам игры на металлофоне:удар по одной пластиночке, glissando на пластиночках. Добиваться отскакивания молоточка от пластиночки, стремиться к красивому звуку. Исполнение взрослымзнакомых песенок, подпевание детьми «Птица и птенчики» Упражнения «Дождик»,Дятел», «Ручеек»«Мышка» — «Речка»«Дождик-дятел» «Угадайки» ,«Дождик» (тихий — сильный,«Ручейки»,«Птички»,«Цыплята», «Дятел»,«Мышка»
Форма контроля:Занятие,опрос.
5. Итоговое занятие
Теория: Обобщающее занятие
Практика: Выступление на концерте
Форма контроля:Беседа
1.3. Планируемые результаты и формы их оценки: связанны с поставленными задачами
В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащиеся будут способны:
- создать положительный эмоциональный климат на занятиях
- расширить свой кругозор через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
--активизировать внимание, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
Метапредметные результаты
В результате освоения программы учащиеся будут способны:
-Активизировать внимание, работу мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
-Почувствовать веру в свои силы, в свои творческие способности; -
Предметные результаты:
В результате об обучения по данной программе учащиеся будут знать:
-Разновидность музыкальных инструментов.
--Музыку и композиторов разных народов России.