Приложение МААМ

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Современные технологии речевого развития»

Наталья Разуваева
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Современные технологии речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок»

___

671300,Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой, ул. Красная Горка 4, Kolobok.64@inbox.ru

Семинар – практикум для педагогов ДОУ

«Современные технологии речевого развития»

Воспитатель: Разуваева Н. О.

п. Онохой

2017 год.

Цель: повышать педагогическую компетентность педагогов через знакомство с современными речевыми технологиями.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Современные технологии речевого развития“» размещена в разделах

- расширять знания педагогов по использованию современных речевых технологий;

- способствовать внедрению речевых технологии в образовательный процесс ДОУ;

- пополнение предметно-пространственной развивающей среды комплектами игр и игровых пособий по данному направлению;

- включение педагогов ДОУ в инновационный процесс дошкольного учреждения в различных видах образовательной деятельности.

Предварительная работа:

- анализ психолого-педагогической литературы по данной теме;

- подготовка презентации «Современные технологии речевого развития»;

- подбор дидактического материала для игр с педагогами.

Ход семинара.

1. Теоретическая часть.

Консультация для педагогов «Современные технологии речевого развития»

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности,успешности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Естественно, что выбор технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Мы рассмотрим основные современные технологии речевого развития :

• Игровые технологии.

• Конструкторы ЛЕГО.

• Здоровьесберегающие технологиии.

• Моделирование.

Современные игровые технологии

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.

Рассмотрим некоторые из них:

Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

- игры – драматизации;

- режиссерские игры.

В играх – драматизациях – ребенок исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров: настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление, речь.

Сказкатерапия. (Сочинение детьми сказок)

«Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\

«Что будет, если?»\ сюжет задаёт воспитатель\

«Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\

«Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры\

«Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т. д. \

«Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\

«Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т. д. \

ЛЕГО -технология

В педагогике ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе воспитания и образования дошкольников.

В силу своей универсальности ЛЕГО -конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.

ЛЕГО - технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Игра – важнейший спутник детства, ЛЕГО позволяет всем развиваться и обучаться играя.

Достоинства: улучшение коммуникативных способностей и речи: в связной речи - рассказывают предложениями, задают и отвечают на вопросы, в речи появились прилагательные. Совершенствование мелкой моторики рук – умелости рук: без усилий и проблем соединяют детали средних размеров конструктора. Сдвиги в развитии логического мышления: выстраивают логические цепочки по принципу заданного ряда – «Продолжи ряд», классифицируют детали конструктора и составляют множества по 1-2 признакам (например по цвету и количеству шипов).

Использование ЛЕГО -технологии в образовательной деятельности дошкольного учреждения является актуальным в свете новых преобразований в дошкольном образовании, а именно, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Конструктор ЛЕГО используется в совместной деятельности взрослого и детей, а также и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Использование ЛЕГО - технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, развитие речи дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика.

Виды гимнастики, используемые в работе с детьми:

Артикуляционная гимнастика;

Дыхательная;

Пальчиковая гимнастика;

гимнастика после сна.

Игровой массаж,

Все эти занятия тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

Более подробно рассмотрим технологию наглядного моделирования.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Отличительные особенности технологии :

-имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;

-приемы запоминания индивидуализированы;

-широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

-введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. В помощь детям можно использовать мнемоквадраты. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас.

Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомим детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале не знакома детям, взрослый берет на себя обучающую роль, т. е. доводит до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Работа над пересказом с использованием мнемотаблицы.

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т. к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники.

Этапы работы над текстом при пересказе:

• Воспитатель объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

• Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины.

• Беседа по содержанию текста.

• Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.

• Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.

Рассказывание по картине состоит из 3-х этапов:

• выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

• определение взаимосвязи между ними;

• объединение фрагментов в единый сюжет.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т. п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

• выделение значимых объектов картины;

• рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

• определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

• объединение мини-рассказов в единый сюжет.

Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам используется приём фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делилась на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Приём картинографии помогает детям решить трудности в составлении описательных, повествовательных и творческих рассказов

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

На начальном этапе мы предлагаем готовую план-схему, по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Для разучивания каждого произведения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному тексту (желательно на каждую строчку). Опираясь на таблицы, дети легко запоминают текст, передают его содержание.

Этапы работы над стихотворением:

• Воспитатель выразительно читает стихотворение.

• Воспитатель сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

• Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

• Воспитатель выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

• Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

• Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Работа над мнемозагадками

Это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Затем дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.

В какие игры еще можно играть с мнемотаблицами:

Разрезать таблицу на отдельные карточки и восстанавливать последовательность картинок

Найти ошибку в последовательности картинок

Что лишнее: смешиваем с другими карточками и убираем те картинки, которые не относятся к выбранной теме.

Читаем небольшой отрывок текста, ребенок находит соответствующие изображения.

Одновременно составляем несколько мнемотаблиц.

На основе нескольких разрезанных мнемотаблиц составить свой рассказ и таблицу.

Правила использования мнемотаблицы:

1) Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен.

2) Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств.

3) Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим. Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть

Результаты использования мнемотаблицы:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

2. Практическая часть

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение приёмов мнемотехники в работе с детьми.

Уважаемые коллеги!Я приглашаю Вас принять участие в деловой игре, где мы сможем применить свои знания по использованию мнемотехники в работе с детьми, вспомним педагогические технологии.

Задание №1 Угадайте название сказки по предложенным мнемотаблицам

Задание№2. Составить мнемотаблицу или мнемосхему по предложенному стихотворению.

Как у бабушки Наташи

Ели вкусную мы кашу,

Каша пшенная, с дымком

С хлебом, с маслом, с молоком

Взяли мы большие ложки

Съели все до самой крошки

Вот какая каша,

У бабушки Наташи!

Задание №3. Чтение мнемотаблицы. (По предложенной мнемосхеме составить и записать небольшой рассказ- изложение)

Задание №4. Прочитать по предложенной мнемосхеме загадку.

Отгадка:

3. Рефлексия

Что запомнилось особенно?

Какие игры были наиболее интересны?

Что планируете взять на заметку в своей работе?

Ваши вопросы, пожелания и рекомендации по теме семинара?

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Речевое развитие детей и взрослых» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Речевое развитие детей и взрослых» Место проведения: МБДОУ «Детский сад №___» Дата проведения: 30.03.2017г. Цель:.

Использование социо-игровой технологии в ДОУ. Семинар «Современные социально-игровые педагогические технологии» Методическая Служба МБДОУ детский сад комбинированного вида№4 «Полянка» Семинар для педагогов и старших воспитателей городского округа.

Консультация для молодых педагогов «Современные технологии в ДОУ» Современные реалии и требования предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в д/с, подразумевают,.

Семинар «Создание условий в ДОУ для познавательно-речевого развития дошкольников» В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: «Физическое воспитание в ДОУ» Цель: • Уточнить знания педагогов по разделу формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста. • Активизировать мыслительную деятельность.

Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Лепка в ДОУ, как средство развития творческих способностей дошкольников». Форма проведения: игра «Творим.

Семинар-практикум «Квест-игра» — современные игровые технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Квест-игра» — современные игровые технологии в ДОУ» Подготовили: Андронникова Любовь Ивановна Лушникова Зоя Григорьевна Потомкина Марина Геннадьевна Цели и задачи семинара Цель: формирование.

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в пространстве ДОУ»Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в пространстве ДОУ» "Осьминог на охоте. " Задачи: - Обучить подвижной игре с правилами - Приучать детей действовать в коллективе в соответствии с правилами.

Семинар-практикум для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Семинар практикум для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Участники семинара: воспитатели и родители. Цель семинара: раскрыть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Современные технологии речевого развития»
Опубликовано: 29 сентября 2017 в 08:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Современные технологии речевого развития»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Разуваева (УИ 755579) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД