Меньшикова Людмила Викторовна
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации
Данный материал будет полезен для воспитателей, специалистов по социальной работе, педагогам дополнительного образования
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2017
Метод - (от греч. - путь исследования или познания) – совокупность однородных приемов, практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Методы воспитания – обусловленные способы педагогического взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.
Методы педагогического исследования – совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития детей.
Дети группы риска дошкольного возраста – это такие дети, на которых нельзя воздействовать общепедагогическими методами. Обычные методы воспитания, эффективные для большинства детей, к детям группы риска применять бесполезно. Надо искать какие - то другие, особенные методы и приемы воспитания.
Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации в воспитании дошкольников делятся на несколько классификации:
- методы формирования сознания;
- методы организации нравственного опыта;
- методы стимулирования или коррекции поведения;
Специфика методов формирования сознания, включающая в себя главным образом вербальные методы (этические беседы, диспуты, чтения и пр., заключаются в том, что они должны, по мнению Е. И. Петухова, «в значительно большей степени волновать слушателя, заставлять его думать, искать, рассуждать, побуждать к действию».
К методам организации нравственного опыта можно отнести педагогические требования, такие как: приобщение детей к труду и порядку через различные виды деятельности, так как дети группы риска дошкольного возраста не приучены к порядку, неряшливы в вещах, и не аккуратны во внешнем виде, могут начатое дело не доводить до конца, не организованны. Так же детям можно поручать не сложные задания, создавать воспитывающие ситуаций.
К методам стимулирования или коррекции поведения относятся:
- поощрение за хорошие поступки;
- наказание, так как некоторые дети бывают вольные в своих поступках;
- соревнование (обычно в многодетных семьях).
Особенно важно умелое использование разнообразных методических приемов на отрицательные поступки детей. К числу таких приемов относят ироническое удивление в ответ на дерзкую выходку, демонстрация огорчения от неоправданного поведения. Владение подобными приемами характеризует высокую педагогическую технику в работе с детьми группы риска дошкольного возраста и создает обстановку доброжелательности.
Также существует личный пример - главный метод воспитания. Опора на лучшие качества личности дошкольника, вера в его силы и возможности, доверие к нему - вот что обеспечит успех воспитания ребенка группы риска в условиях ДОУ.
Наряду с названными методами в целях организации социально-терапевтической работы с детьми группы риска дошкольного возраста в условиях ДОУ используют следующие:
Арт-терапия – метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Значение психокоррекционной работы средствами арт-терапии в работе с детьми отмечали многие психологи: с проблемами в эмоционально – личностном развитии (Т. А. Добровольская, О. А. Карабанова, с задержкой психического развития (Л. В. Кузнецова, Е. А. Медведева, при ДЦП (Г. В. Кузнецова) и др. Цель арт-терапии - гармоническое развитие ребенка с проблемами в развитии, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства
Изотерапия – направление арт-терапии, метод коррекционного воздействия на ребёнка с использованием изобразительных средств.
Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка. Значение изотерапии – это :
- возможность ощутить и понять самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний;
- развитие чувственно-двигательную и зрительно-двигательную координации;
- укрепление психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор;
- восстановление эмоционального равновесия детей, устранение имеющихся нарушений поведения.
Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Игровая терапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей группы риска, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром-игра. Игротерапия - оказывает психологическую помощь детям с разнообразными эмоциональными и поведенческими нарушениями.
Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребёнка.
Су-Джок терапия – метод Су-Джок терапия один из методов традиционной корейской медицины. Этот метод успешно используется нашими современниками, в том числе учителями-логопедами в комплексной коррекции тонкой моторики при тяжелых заболеваниях у детей дошкольного возраста, как ДЦП, при остаточных явлениях послеродовых травм, задержке психического развития сопровождающихся нарушениями речи.
Песочная терапия – один из методов психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия у дошкольника внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Акватерапия – этот метод используется в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, задержку психомоторного развития и легкую степень интеллектуальной недостаточности. Акватерапия способствует физическому развитию ребенка, так как регулярные выполнения упражнений формируют оздоровительные процессы в организме ребенка. Также игры с водой способствуют развитию логики, речи, развивают художественное восприятие у ребенка, имеют терапевтический эффект в адаптационный период посещения ребенком детского сада.
Социальная терапия – это целенаправленный процесс влияния соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозный, на конкретные формы проявления социальных отношений и действий. Социальная терапия осуществляется на фоне общего сложного положения личности или социальной группы, социального неблагополучия, когда социальная проблема рассматривается с точки зрения социальной болезни, которая требует излечения.
Таким образом, социальная терапия с детьми группы риска в условиях ДОУ, как технология социальной работы использует различные методы и приемы, техники влияния на личность и окружение детей дошкольного возраста, исходя со специфики социальной ситуации, сущности, уровня социальной структуры, на основе которой она проводится.
В технологии социальной работы не рекомендуется отдавать предпочтение какому-либо одному терапевтическому методу, считая его панацеей. Воздействие наиболее эффективно, если оно применяется с учетом интеграции различных методов, такие интеграции усиливающих эффект, например арт-терапия, изотерапия можно подключать музыкотерапию, также игротерапия с музыкотерапией и т. д.
Семья группа риска, нуждающаяся в целенаправленной социальной терапевтической помощи, должна осознавать, что терапия является одним из важнейших методов решения их проблем. При понимании этого социально терапевтическая помощь наиболее результативна.
Социально-терапевтическое воздействие зависит от организационной структуры социального учреждения, его кадровых возможностей и личных предпочтений персонала. Хорошим специалистом по социальной работе является не тот, кто просто изучает различные терапевтические методы и методики, а тот, кто благодаря глубоким контактам с ребенком будет все лучше понимать его и обогащать внутренний мир ребенка. Понимание другого человека зависит не столько от метода, сколько от человеческих качеств и компетенции специалиста по социальной работе.
СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ!