Елизавета Сидорова
Семинар-практикум для педагогов «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1 (на экране тема: «Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей у детей»)
СЛАЙД 2 (на экране цитата: «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Л. С. Выготский
Текст ведущего: Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей у детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
СЛАЙД 3
Цель:
Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных качеств и социальной активности дошкольников.
СЛАЙД 4
Задачи:
1. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
2. Обогащать языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков).
3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.
4. Сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.
5. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.
6. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.
СЛАЙД 5 (на экране определения)
Определения:
Общение - это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией.
Коммуникация - это сообщение, передача информации посредством речи или иных знаковых систем в процессе взаимодействия.
Коммуникативная способность (или умение общаться) – это индивидуальная психологическая особенность личности, обеспечивающая эффективность её общения и совместимость с другими людьми.
Текст ведущего: Способность к общению включает в себя:
1) желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!").
2) умение организовать общение ("Я умею!", которое включает в себя:
-умение слушать собеседника,
-умение эмоционально сопереживать,
-умение решать конфликтные ситуации.
3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!").
Всему этому ребёнок научается в семье, в детском саду и в общении со взрослыми – педагогами и родителями.
СЛАЙД 6
Признаками нарушения коммуникативных качеств являются:
- Неустойчивое внимание
- Плохая память
- Быстрая утомляемость
- Недостаточное развитие познавательной деятельности
- Недостаточно богатый словарь
- Нарушение грамматического строя речи
- Незрелая эмоционально–волевая сфера.
СЛАЙД 7 (на экране заголовок: «о роли семьи и педагога в коммуникативном развитии дошкольников…»
Текст ведущего: Несомненно, именно семья и взаимоотношения в ней оказывают влияние на формирование личности ребёнка и его отношение к миру. Каким ребёнок станет в будущем, когда вырастет, во многом зависит от семьи, но немалая роль принадлежит и педагогу. Воспитательный процесс должен строиться во взаимодействии с родителями и их непосредственном участии.
В работе с семьёй используются разные формы, которые направлены на привлечение родителей к совместной деятельности, создание особой «семейной» атмосферы в группе: это участие родителей в праздниках, совместные игры родителей и детей в группе, оказание помощи в оформлении группы, проведение обучающих родительских собраний, совместно с детьми и многое другое.
В общении мы применяем свои коммуникативные умения, которые позволяют нам взаимодействовать с окружающими людьми, а нам с вами - с нашими воспитанниками.
СЛАЙД 8 (на экране цитата: «Делай великое, пока оно ещё мало, потому что всё великое начинается с малого» Китайская мудрость)
Текст ведущего: Эта китайская мудрость гласит о следующем: Чем раньше мы научим ребёнка быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди людей, тем лучше мы, взрослые, и наши дети будем понимать друг друга.
СЛАЙД 9 (на экране заголовок: «о роли игры в коммуникативном развитии дошкольников…»
Текст ведущего: Как же можно развивать основные умения общаться?
Одной из эффективных форм взаимодействия детей является игровая деятельность.
Всем известно, игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности и поэтому является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
— активно вступать в диалог,
— задавать вопросы,
— слушать и понимать речь,
— строить общение с учётом ситуации,
— легко входить в контакт,
— ясно и последовательно выражать свои мысли,
— пользоваться формами речевого этикета,
— регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
СЛАЙД 10 (на экране перечень игр и игровых упражнений из 6 пунктов:
1. «Я и моё тело»
2. «Я и мой язык»
3. «Я и мои эмоции»
4. «Я и Я»
5. «Я и моя семья»
6. «Я и другие»
Текст ведущего: Н. В. Клюева и Ю. В. Касаткина предлагают ряд специальных игр и упражнений. Эти упражнения делятся на 6 групп:
1. "Я и моё тело".
Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, т. к. только физически свободно чувствующий себя ребёнок спокоен и психологически защищён.
Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Это упражнения развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, стимулирующие двигательное и эмоциональное самовыражение. Сюда же входят ролевые игры (двигательное изображение какой-либо роли: «походи как старик, лев, как котёнок, как медведь»).
2. "Я и мой язык".
Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения (беседа «Как можно общаться без слов?», «Через стекло», «Расскажи стихи без слов», «Испорченный телефон», беседа «Зачем нужна речь?»).
3. "Я и мои эмоции".
Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. («Пиктограммы», «Рисуем эмоции пальцами», «Дневник настроений», беседы об эмоциях).
4. "Я и Я".
Развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, переживаниям («За что меня можно любить? За что меня можно ругать?», «Кто я?» - для описания используются характеристики, черты, интересы и чувства, начинающиеся с местоимения «Я»).
5. "Я и моя семья".
Осознание отношений внутри семьи, формирование тёплого отношения к её членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи. (Рассматривание фотоальбома; беседа «Что значит любить родителей?»; разыгрывание ситуаций; рисунок «Семьи»).
6. "Я и другие".
Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу (коллективное рисование, беседы «Кого мы называем добрым (честным, вежливым и т. п. ?», проигрывание ситуаций).
СЛАЙД 11
(на экране заголовок: «современные инновационные технологии» и перечень литературных источников:
Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению»;
Бычкова С. С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»;
Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. «В мире детских эмоций»;
Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»;
Панфилова М. А. «Игротерапия общения»;
Рылеева Е. В., «Вместе веселее!»;
Саранская О. Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!»;
Семенака С. И. «Уроки добра»;
Шипицина Л. М. «Азбука общения» и другие.
Текст ведущего: В помощь педагогам… Для работы в группе можно обратиться к следующим литературным источникам.
СЛАЙД 12 (на экране цитата: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент-Экзюпери)
Текст ведущего: А теперь хотелось бы подвести итог вышесказанному и завершить теоретическую часть…
Заключительное слово и обобщение
Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков. Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.
СЛАЙД 13 (на экране заголовок: ПРАКТИКУМ)
СЛАЙД 14 (на экране перечень игр и игровых упражнений)
СЛАЙД 15 (на экране заголовок: «Игра «Что случилось?» и поочерёдно открывающиеся картинки, см. описание ниже)
СЛАЙД 16
Спасибо за внимание!
ПРАКТИКУМ
1. Приветственное упражнение «Колпачок» (муз. из сериала «Сваты»)
Цель: позитивный настрой на предстоящую совместную работу, сплочение коллектива.
Материал: праздничный колпачок.
Участникам предлагается образовать круг и по очереди приветствовать друг друга, передавая колпачок необычным способом. При этом желать друг другу «здравствия» или «хорошего настроения». Нужно постараться не повторяться.
2. Упражнение «Тух-тиби-дух» (Фопель К.) (муз. И. Крутого «Наслаждение»)
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
Материал: не требуется.
Ведущий: Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнёте ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только прозвучит сигнал, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Далее снова останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.
В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не рассмеяться.
3. Игра «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай» (О. Хухлаев, О. Хухлаева)
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 2 или более человек.
Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать своё отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Оля пришла в детский сад со своими игрушками и разрешила поиграть с ними другим ребятам».
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на неё».
«Саша отнял игрушку у Пети и ударил его, Петя поссорился с ним».
«Лене очень нравился Серёжа, поэтому она его побила».
«У Паши сегодня день рождения, поэтому он целый день в хорошем настроении».
4. Игровое упражнение «Найди себе пару»
Цель: развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Материал:
Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги или надевается на голову маска с изображением, где нарисован сказочный или мультяшный герой, или литературный персонаж, имеющий свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Винни Пух и Пяточок т. д. Каждый участник должен отыскать свою «вторую половину», опрашивая группу и давая описание своему оппоненту. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня нарисовано?». Пример: «Этот сказочный герой – мучное изделие круглой формы, сбежавший от бабушки и дедушки…» (Колобок) или «Озорная девчонка в малиновом платке и сарафане, вечно докучающая Косолапому…» (Маша, или «Восточная принцесса, с красивым именем цветка, возлюбленная хозяина волшебной лампы…» (Жасмин) и т. д. Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. На упражнение отводится 10-15 минут.
2 вариант игры:
Педагог приглашает одного участника-ведущего. Незаметно для него надевает изображение какого-либо персонажа, затем поворачивает его к остальным. Остальные участники должны постараться дать правильное описание персонажа, чтобы ведущий сразу мог догадаться, о ком идёт речь.
5. Игра «Что случилось?»
Цель: развитие умения активно слушать, распознавать эмоции.
Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: весёлый пингвин, обиженный поросёнок, мечтательный крокодил, трусливый заяц, удивлённый осёл, самодовольная кошка, задумчивый ёжик, стеснительный бегемот, самодовольный медведь, грустный львёнок, сердитый мышонок, напуганный слон.
Описание упражнения:
Один из детей водящий, остальные – «наблюдатели» и «советчики».
Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить её к магнитной доске и ответить на вопросы:
- Кто это?
- Какое у него настроение?
- Какие чувства (эмоции) он испытывает?
- Почему? Что с ним случилось?
- Что ты ему посоветуешь?
«Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают своё мнение. Затем водящий меняется и упражнение возобновляется.
6. Игра «Замри» (муз. из мультфильма «В синем море, в белой пене…», минусовка)
Оснащение: «волшебная палочка», «корона».
Описание игры:
С помощью считалки выбирается водящий – «морской царь». Он будет следить за неподвижностью «морских фигур» и касанием «волшебной палочки» удалять (предлагать сесть на пол) тех, кто пошевелится. Дети бегают по комнате, изображая руками движения волн. Водящий произносит: «Море волнуется – раз. Море волнуется – два. Море волнуется – три. Морская фигура на месте замри!»
Дети останавливаются и замирают в любой позе, которую стараются удержать до того, пока педагог не скажет «Отомри!». «Морской царь» выбирает нового водящего, игра возобновляется.
7. «Пантомимические этюды»
Описание упражнения:
Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:
маленькая девочка в хорошем настроении;
старик;
уставший человек;
испуганный зверёк
смелый человек и т. д.
Вначале дети выполняют каждое задание одновременно, затем поочередно.
8. Упражнение «Газета» (автор - Н. Кряжева) (муз. из мультфильма Барбоскины «Мы с тобой друзья»)
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: четверо, или кратное четырём.
Материал: газета.
Описание игры: на пол кладут развёрнутую газету, на которую встают четыре ребёнка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на неё. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.
Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцырь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.
Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети встанут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.
9. Упражнение «Коридор приветствий» (Е. Лютова-Робертс, Г. Монина) (муз. тема «Церемония вручения наград Оскар»)
Цель: предоставление детям возможности почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них.
Описание: участники встают в две шеренги лицом друг к другу, образуя между шеренгами коридор шириной один-полтора метра. Участник, который находится с краю любой из шеренг, начинает медленно проходить по коридору. Остальные приветствуют его так, как будто бы он – знаменитая личность: машут ему руками, кланяются, аплодируют, кричат «Ура!», «Ты лучший!», «Я хочу с тобой дружить!» и т. д. Как только первый участник дойдёт примерно до середины, следующий участник, стоящий с краю противоположной шеренги, начинает двигаться по коридору в том же направлении. Так продолжается, пока все участники не пойдут через «Коридор приветствий». После прохождения по коридору каждый участник встаёт с противоположного края своей шеренги. Запрещается дотрагиваться до того, кто идёт по коридору!
10. Игра «Пирамида любви»
Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем любовь. Давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку.
Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? У нас получилась высокая пирамида, потому, что мы умеем любить.
Игра развивает умение выслушивать мнение участников.
11. Сюрпризный момент «Волшебные конфеты» (муз. Atomic Kitten - Eternal flame инструментальная без слов или муз. «выход феи»)
Цель: развитие чувства эмпатии.
Участникам показать красивую закрытую коробочку. Потрясти её, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…
Примеры высказывания детей:
• пусть они избавятся от болезней
• пусть никогда не умирают
• пусть все долго живут
• пусть у всех будет дом
• пусть у всех будет обед
• пусть все хорошо живут
• пусть все дружно живут
• пусть все будут счастливы
И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ!
Автор-составитель: Сидорова Е. Ю., педагог-психолог