МААМ-картинки

Семинар-практикум «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой в соответствии с ФГОС»

Людмила Грибанова
Семинар-практикум «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

слайд

Ведь всем известно, что художественная литература оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. Огромна ее роль и в речевом развитии.

Воспитание средствами художественной литературы – часть общей системы эстетического воспитания. Особое значение имеет правильное донесение произведений художественной литературы, так как они влияют на развитие у детей чувства языка, выразительности и богатства речи.

Публикация «Семинар-практикум „Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах

В детских садах не всегда правильно проводятся занятия по ознакомлению с художественной литературой. Очень часто встречается односторонний подход: воспитатели основное внимание обращают лишь на усвоение детьми познавательного или нравственного содержания произведения и забывают об эстетическом воздействии художественной литературы на маленьких слушателей. Это отмечали детские писатели Л. А. Кассиль, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский и др. Они говорили, что перед детьми необходимо раскрывать эстетическую сущность литературного произведения, знакомить их не только с содержанием, но и с художественными особенностями тексов.

Важно обращать внимание не только на содержание, но и на различные выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения.

Влияние художественного произведения будет эффективным, если ребенок будет подготовлен к его восприятию. Ведь последующее знакомство с огромным литературным наследием должно опираться на фундамент, заложенный в дошкольном возрасте.

слайд

Ведь «изучение» литературных произведений, фольклорных текстов, составление творческих рассказов приводит к развитию детского словесного творчества, то есть к словесной деятельности. Ушакова отмечает, что под словесным творчеством мы понимаем продуктивную деятельность детей, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений – сказок, стихов и т. д.

Между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует взаимосвязь. Само же восприятие художественной литературы развивается, «утончается» в деятельности, т. е. в попытках творчества.

Н. С. Карпинская отмечала, «что научить детей слушать художественное произведение – это значит помочь им понять прочитанное, услышать образную речь, почувствовать художественность языка». А Г. А. Тумакова считала, что правильное педагогическое руководство словесным творчеством может явиться важным средством развития поэтического слуха, поэтического языка дошкольника, средством дальнейшего совершенствования детской речи.

Сформировать эстетическое отношение к литературным произведениям поможет художественное творчество.

Социальные изменения, произошедшие в Росси, привели к необходимости интегрированного обучения в разных видах деятельности.

слайд

В соответствии с ФГОС ДО раздел «Художественная литература» в ходит как вы знаете в образовательную область «Речевое развитие», кроме того на основании принципы интеграции, комплексного и системно - деятельностного подхода знакомство с произведениями художественной литературы так же осуществляется в образовательной области «Художественно- эстетическое развитие».

слайд

Какие же задачи по восприятию произведений художественной литературы включены в данные области:

«Речевое развитие» включает:. овладение речью как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров деткой литературы…

«Художественно- эстетическое развитие» предполагает:«….Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, …., формирование о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др. т. е. словесной).»

слайд

Основные цели и задачи программы в разделе «Художественная литература» :

• Воспитание интереса и любви к чтению;

• Развитие литературной речи;

• Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий;

слайд

Как вы можете видеть на слайде основные задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» являются:

• Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественной деятельности. (речевой).

• Развитие эстетических чувств, художественно- творческих способностей.

• Развитие детского творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной… и др. (словесному творчеству).

• Удовлетворение потребности детей в самовыражении через словесное творчество.

слайд

Так же решая задачи во взаимосвязи всех образовательных областей,определены основные цели и задачи раздела «Приобщение к искусству» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :

• Развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

• Приобщать детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства;

• Воспитывать умения понимать содержание произведений искусства.

• Формировать элементарные представления о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

слайд

Конкретное содержание образовательных областей, как вы могли заметить зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализоваться в различных видах деятельности.

Восприятие художественной литературы и фольклора (ФГОС ДО) – форма активности ребёнка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Что же такое детская литература - это художественные, научно-художественные и научно-популярные произведения, написанные специально для детей — от дошкольного до старшего школьного возраста.

Фольклор — народное творчество, чаще всего устное, которое передается из поколения в поколение.

слайд

Существуют две функции художественной литературы

1. Познавательно – нравственная (развитие и активизация всех психических процессов (воображения; образного мышления идр.); расширение представлений; осведомленности о мире; освоение средств упорядочения мира – время, связи событий; освоение моделей человеческого поведения; формирование эмоционально –ценностных установок.

2. Эстетическая (приобщение к словесному искусству в различных формах; развитие хорошей разговорной речи; ориентация на собственное словесное творчество; воспитание культуры чувств и переживаний.

слайд

Давайте рассмотрим основные принципы приобщения детей к художественной литературе :

• Построение образования, образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным выборе содержания своего образования. В отборе в художественных текстов учитываются предпочтения и особенности педагогов и детей.

• Содействие и сотрудничество детей и взрослых. Ребенок - полноценный участник (субъект) образовательных отношений. В чем это проявляется? Ребенок приносит сам книги, просит их почитать.

• Поддержка инициативы дошкольников. педагог использует прием поощрения, общение при изучении книги проходит, как общение двух партнеров.

• Сотрудничество организации с семьей. Создание по поводу художественной литературы с детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг, самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев, викторин, досугов, праздников и др.

• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства на произведениях литературы.

• Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в процессе восприятия художественной литературы.

Возрастная адекватность: соответствие тестов, условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.

слайд

Что входит в круг детского чтения? По мнению известных педагогов, в круг детского чтения входят:

• произведения устного народного творчества народов России народов мира,

• классическая детская литература (отечественная и зарубежная,

• современная литература (отечественная и зарубежная).

Тексты должны нести как мы говорим нравственный, эстетический, познавательный направленность.

слайд

Педагоги должны подбирать тексты с учетом следующих критериев:

• Нравственная и идейная направленность детской книги,

Художественное мастерство произведений,

Особенности развития психических процессов дошкольников (внимания, память, мышление, круг интересов детей, их небольшой жизненный опыт,

• Учитывать сюжетную занимательность, простоту и ясность композиции литературных произведений,

• Учитывать возрастные особенности детей,

Учитывать содержание других культурных практик:

слайд

Культурная практика – это организованная педагогом совместная деятельность с детьми, она должна быть культурна

Значение художественных произведений для других культурных практик

когда художественные произведения могут использоваться: как смысловой фон, окрашивающий другие виды совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, как отправная точка заинтересовывающая детей.

слайд

Реализуя программу по ознакомлению с художественной литературой ФГГОС ДО определил следующие виды детской деятельности:

Ранний возраст от 1 года до 3 лет:

- непосредственное общение с взрослым,

- восприятие детских стихов, сказок,

Дошкольный возраст от 3 лет до 8 лет:

- коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

- восприятие художественной литературы и фольклора;

слайд

Как отмечает Н. А. Короткова

Образовательный процесс включает совместную партнерскую деятельность и самостоятельную деятельность самих детей.

Блок Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми строится на основе органично связанных культурных практик, а именно чтении художественной литературы и других.

Кроме того ознакомление с литературными произведениями осуществляется в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов (прогулке, умывании и др.) через различные культурные практики.

Самостоятельнаяй деятельность наполняется содержанием за счет создания богатой развивающей среды, которая

т. е когда культурные практики, преобразовываются детьми в собственную, самостоятельную деятельность, когда дети знания различных книг, знание литературных произведений используют. для организации самостоятельной деятельности.

Например: энциклопедии в познавательном уголке, используют для познавательной и экспериментальной деятельности, знания литературных произведений для театрализованной деятельности, но чтобы самостоятельна деятельность было разнообразной, необходимо расширять круг детского чтения, т. е. знакомить детей с большим количеством литературных произведений.

слайд

Виды занятий по восприятию детей художественной литературы :

• Тематические - на различные темы (Зима и др. ,

• Теоретические - знакомство дошкольников с теоретическими понятиями в соответствии их возрасту (например с жанрами – сказка, рассказ; выразительное чтение, подбор эпитетов, сравнений,

• Творческие - развитие литературного творчества (составление рассказа, придумывание начала и конца сказки и др. ,

• Аналитические анализ текста с целью глубокого проникновения в его смысл, в творчество).

слайд

К типам занятий можно отнести следующие:

• Чтение или рассказывание одного произведения;

Чтение нескольких произведений:

объединенных одной тематикой;

объединенных единством образов;

одного жанра или разных жанров;

• Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства;

• Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;

• Чтение как часть другого занятия;

слайд

Методы ознакомления с художественной литературой

• Словесные методы

• Практические методы

• Наглядные

слайд

Послушайте к каким методам относятся перечисленные?

Чтение произведений, рассказывание произведений, вопросы по содержанию произведений, заучивание наизусть, беседа по произведению, прослушивание аудиозаписи.

слайд

Следующая группа методов как называется? показ иллюстраций, картин, игрушек, элементы инсценировки, схемы, просмотр видеофильмов, мульфильмов; оформление выставок.

слайд

Какая еще группа методов существует? Какие методы к ним относятся? (Практические. Элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, использование разных видов театра, игровая деятельность).

слайд Еще раз посмотрите и запомните какие методы бывают.

слайд

Общие методические требования к организации культурной практики - чтение художественной литературы :

Чтение художественной литературы должно быть :

• Чтение должно быть ежедневным,

• Время для чтения выбрано всегда одно и тоже,

• Продолжительность чтения примерно 20 минут (ст. гр. - 15-20 мин. ; под. гр. : 20-25 мин. ,

• Чтение должно проходить в непринужденной обстановке,

• Каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим (есть одно лишь правило заниматься своими делами тихо, не мешая остальным,

• Читая книгу воспитатель партнер по ее восприятию, проявляет эмоции, соответствующие тексту (не монотонно).

• Воспитатель сам подбирает литературные тексты. В зависимости от интересов и пожеланий детей возможно возвращаться к ранее изученным, прочитанным текстам., перечитывать их.

• Читать как большие художественные произведения, так и короткие,

• Воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественного текста непосредственно после чтения это зависит от цели для чего он читает произведение,

• Следует иметь ввиду, книга несет в себе не только универсальное развивающее содержание, а существует как неотъемлемая часть предметной среды. Поэтому требования к качеству изданий и иллюстраций очень высоки.

• В подборе художественной литературы важно взаимодействие с семьей. Необходимо вывесить на стенд рекомендательный список для чтения в данной возрастной группе.

слайд

В заключении все так и для чего необходимо читать детям:

• В процессе чтения развивается речь и увеличивается словарный запас.

• Развивается мышление, творческое воображение, познавательные интересы, расширяется кругозор.

• Книга помогает познать самого себя и других.

• Совместное чтение способствует духовному обогащению родителей и детей.

• Это самое доступное и полезное занятие для интеллектуального и эмоционально-психического становления личности.

слайд

Практическая часть семинара :

1. Организационный момент.

А теперь перейдем к практической части нашего семинара, которая будет для этого нам нужно разделиться на группы. Каждая группа будет выполнять свое задание.

Теперь мы с вами разделимся на две группы. Для того чтобы проследить как меняются задачи на каждом возрастном этапе, в каждой возрастной группе. чтобы правильно подбирать содержание деятельности по восприятию художественной литературы, исходя из возможностей, интересов детей вашей группы.

Первая группа выбирает и записывает в таблицу, что будет входить в содержание по восприятию литературы для детей от 2 до 4 лет; вторая группа для детей от 5 до 7 лет.

В конце каждая группа представит результаты своей практической деятельности.

2. Практическая часть:

- Работа в группах,

- Представление результатов работы,

3. итоги семинара – практикума. Рефлексия. Что вы нового узнали, запомнили. был ли вам интересен, познавателен материал представленный на семинаре-практикуме. Свои предложения напишите на листочках.

слайд

Читайте больше детям, читайте каждый день, развивайте любовь к книге у детей и у родителей. Ведь как говорил Джордж Мартин «Человек, который читает книги, проживает тысячу жизней; тот, кто не читает, проживает лишь одну».

Если в дошкольном возрасте ребенок не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу – это интересно, то в школе, усевшись за учебники и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.

Поэтому ваша роль в развитии у дошкольников любви к книге очень велика и поэтому большая ответственность лежит на вас. Ведь не зря дошкольное образование стало первой ступенью общего образования.

Публикации по теме:

Развитие креативных способностей средствами ознакомления детей с художественной литературой «Развитие у дошкольников креативных способностей средствами ознакомления детей с художественной литературой» Творческая деятельность человека.

Игровые формы работы, направленные на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой ИГРОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Березина Светлана.

Особенности лепки в детском саду. Семинар-практикум «…В семье изобразительных искусств, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете.

Самообразование «Активизация словаря дошкольников при ознакомлении с художественной литературой» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования Динской район "Детский сад общеразвивающего вида № 29" План.

Семинар для педагогов ДОУ «Оснащение процесса музыкально-эстетического развития в соответствии с ФГОС ДО» Известный пианист 19 века Генрих Нейгауз утверждал: «Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они особенно хорошо.

Семинар-практикум для родителей «Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с понятиями слова и предложения» Цель: познакомить родителей с конкретными приемами закрепления у детей навыков анализа и синтеза предложения Задачи: o активизировать знания.

Семинар-практикум для воспитателей «Организация и проведение режимных моментов в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Ход семинара-практикума. Цель: Познакомить педагогов с методическими рекомендациями по организации режимных моментов; их значимостью для.

Семинар-практикум на тему «Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС» Семинар-практикум на тему: «Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС». Цель: повышение.

Семинар — практикум на тему: «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО» Семинар-практикум для воспитателей Тема «Организация деятельности ДОУ по познавательному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО» Форма.

Семинар — практикум Организация исследовательской деятельности дошкольников в рамках введения ФГОС дошкольного образованиСеминар — практикум Организация исследовательской деятельности дошкольников в рамках введения ФГОС дошкольного образовани В соответствии с ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность является одним из основных видом деятельности в детском саду наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой в соответствии с ФГОС»
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 21:31
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой в соответствии с ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Грибанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД