Надежда Горохова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении детей с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Главная задача для педагогов заключается в том, что необходимо заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста при ознакомлении детей с художественной литературой» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное слово до них доносит педагог, поэтому владение навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Перед воспитателями стоит сложная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам.
В программу ознакомления детей с художественной литературой входят сказки, песенки, потешки и произведения малых форм. Начиная с младшей группы детей необходимо подводить к различению жанров.
Важно помнить, что лучше смотреть не в книгу при чтении, а на детей, он как бы разговаривает с детьми и этим воспитывает важное умение слушать и понимать монологическую речь.
Большинство детей после чтения сказок стараются с помощью иллюстраций воспроизвести то или иное произведение, при этом у детей развивается интонация, выразительность речи и обогащается словарный запас, происходит речевое общение.
А чтобы дети приучались отвечать на вопросы педагога, нужно беседовать с детьми, о чем говорилось в произведении, можно вызывать ребенка по одному и предложить повторить какую песенку пела лиса под окошком петушка.
При повторном чтении дети усваивают смысл произведения, утверждаются в чувстве рифмы и ритма, запоминают отдельные слова и выражения и тем обогащают свою речь.
В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи, при чтении стихов нужно научить детей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово.
Если после каждого чтения повторять и закреплять слова, преподносить их в самых разнообразных сочетаниях, дети будут усваивать словарь и строй родной речи, расширится их активный словарь, и они начнут свободнее пользоваться этими словами в своей речи.
Прежде чем знакомить детей с произведением, воспитателю нужно самому понять и прочувствовать произведение. Воспитатель должен владеть техникой чтения и рассказывания, четкой дикцией, средствами интонационной выразительности.
Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи.