Наталья Зинова
Метод Томатис — слуховая терапия
▼ Скачать + Заказать документы
Примерно 40 лет назад французский врач-отоларинголог Альфред Томатис сделал некоторые удивительные открытия, которые послужили толчком к развитию метода Томатиса. Этот метод имеет различные названия: «слуховое обучение», «слуховое возбуждение» или «слуховая терапия». Его цель состоит в том, чтобы обучить человека процессу слушания, что улучшает способности к изучению и освоению языков, к коммуникабельности, увеличивает творческий потенциал и положительно влияет на социальное поведение человека.
Метод Томатиса помог тысячам детей, страдающим слуховыми проблемами, расстройствами речи, дефицитом концентрации внимания (ДКВ, аутизмом, а также, страдающим расстройствами моторно-двигательных функций. Его открытия помогли бороться с депрессиями у взрослых, быстрее изучать иностранные языки, преодолевать трудности в общении, увеличивать творческий потенциал и работоспособность. Метод Томатиса прошел множество испытаний. Особенно эффективным он оказался при устранении трудностей в обучении и решении поведенческих проблем. В настоящее время имеется множество клинических свидетельств, подтверждающих эффективность метода в работе с детьми, страдающими аутизмом.
Дети с аутизмом, алалией, СДВГ и другими подобными нарушениями обладают сверхчувствительным слухом, но не умеют использовать то, что слышат. При этом их раздражает даже малейший шум, а сами при этом могут очень громко кричать. После прохождения программы по методу Томатиса меняется способ реагирования: ребенок начинает слушать себя по-другому, у него нет потребности громко кричать. А ещё ухо такого ребёнка обладает способностью защищаться от громких звуков: понижается напряжение мышц среднего уха, расслабляется барабанная перепонка, и тогда ребёнок или отгораживается от слушания, или компенсируют это явление движением. Например, гиперактивные дети излишней двигательной активностью пытаются компенсировать проблемы восприятия и слухового внимания. А дети с аутизмом не могут активно коммуницировать в следствие того, что не используют то, что слышат (слышим мы в пассиве, но слушаем и анализируем – активно).
В целом слуховое внимание тренирует функцию мышления и других высших психических функций. Особенно важна способность «выслушивать» высокие частоты. Можно хорошо слышать, но не уметь использовать, что слышим. Так и поступают дети с аутизмом: слышат, но не используют поступающую информацию, закрываются от общения.
Суть метода
Метод Томатис показан при различных речевых и поведенческих проблемах у детей. В 1954 году этот метод получил подтверждение в Парижской Академии наук. И вот уже на протяжении нескольких десятилетий этот метод помогает устранить нарушения памяти, внимания, речи и поведения, проблемы обучения и другие расстройства.
Данный метод обучает мозг анализировать голосовую информацию с помощью ушей. Его цель – сделать уши главным входом для звуков, а костно-проводящий – второстепенным. Только так звуки могут обрабатываться правильно. От активного слушания (не просто слышу, а слушаю, воспринимаю и анализирую) человек переходит к правильной (контролируемой) речи, а уже затем – к психологическому комфорту, гармонии с собой и окружающим миром.
Метод Томатиса основан на использовании прибора, который является идеальной моделью человеческого уха. Сама терапия заключается в микрогимнастике мышц среднего уха (своеобразном тренинге). ОТ напряжения этих мышц в финале будет зависеть работа мозга.
Звуковое воздействие производится с помощью специального устройства – электронного уха. Через наушники ребёнок прослушивает определенные диски с записью классической музыки (К-р Моцарта, григорианского пения. Обычные сигналы сочетаются с высоко- и низкочастотными. Для развития коры головного мозга необходимо слушать высокие частоты. Происходит зарядка мышц уха и коры головного мозга. Очень громкие звуки напрягают мышцы уха, барабанная перепонка начинает соответственно подстраиваться, регулироваться – так ухо защищается от громких звуков. Если прибавить громкость звуков в наушниках, то со временем ухо устаёт и расслабляет барабанную перепонку, приходится снова прибавлять звук, и опять повторяется тот же процесс.
Для детей с эмоциональными и двигательными расстройствами умение слышать высокие частоты является проблемой. Поскольку у них отсутствует гармония между высокими и низкими частотами на теле, то есть плохой вестибулярный аппарат. Но благодаря систематическим тренировкам они приучаются слушать и воспринимать те звуки, которые не усваивались прежде.
Реализация программы
Терапия проводится на такой же аппаратуре, на которой работал сам Алфред Томатис, на так называемых аналоговых приборах. Это следующие устройства: электронное Ухо Proteac NN425 и NN426 (Бессон ®, Швейцария); профессиональный проигрыватель Fostex CR500 (США); аудиометр, произведенный для диагностики по методу Томатиса, Interaucustics AD229b for Tomatis (Дания). Сначала слуховые возможности ребенка тестируется с помощью специального аудиометра. Затем составляется индивидуальная программа. Во время тренировки ребенок слушает в наушниках музыку, которая прошла специальную акустическую обработку (чаще всего это музыка Моцарта). При этом он может свободно двигаться и заниматься любым делом — слуховые тренировки проводятся в игровой комнате.
Курс аудиотренировок состоит из нескольких сессий прослушивания специально обработанной музыки на специальном устройстве, для стимуляции функций мозга, развития его способности эффективной обработки сенсорной информации. Методика учит ухо слышать. Популярность этого научно обоснованного метода давно вышла за пределы Франции, и он широко применяется в 40 странах мира.
Процедура проведения метода:
I этап:15 дней по 2 часа терапии.
1-й день тест, консультация
7-й день тест (только для ребенка,
15-й день (только для ребенка, консультация.
Перерыв 5-7 недель.
II этап: 6 дней по 2 часа и 2 дня по 1,5 часа терапии.
1-й день (только для ребенка, консультация.
Через неделю – тест (только для ребенка, консультация.
Перерыв 3-6 месяцев
III этап: 6 дней по 2 часа и 2 дня по 1,5 часа терапии.
1-й день (только для ребенка, консультация.
Через неделю — тест (только для ребенка, консультация.
IV этап: 6 дней по 2 часа и 2 дня по 1,5 часа терапии.
1-й день (только для ребенка, консультация.
Через неделю — тест (только для ребенка, консультация.
Далее 1 раз в год 8 дней (15 часов).
Минимальный курс может быть 45 часов, то есть I и II этапы.
Детям с аутизмом после проведения обязательных этапов предлагается раз в полгода проходить поддерживающий курс (8 дней).
Первые результаты аудиотренировок становятся заметными достаточно быстро, спустя несколько недель (в некоторых случаях – даже дней) с момента начала занятий.
Во время терапии можно рисовать и заниматься другой изобразительной деятельностью, играть в настольные игры и организовывать подобные занятия. Нежелательно: читать, писать и есть, запрещается использовать электронные устройства (телефоны, магнитофоны, компьютеры, PSP и т. п.). Рекомендуется после процедуры гулять в течение 1-2 часов.
Метод ТОМАТИС не представляет какой-либо опасности для человека, поскольку не является лечением в традиционном медицинском понимании.
Не смотря на то, что его применяют специалисты в области медицины, педагогики, спорта и искусства, он не заменяет существующие лечебные практики, используемые в указанных сферах, а лишь дополняет их, усиливая эффективность.
Фактически метод ТОМАТИС является деликатным способом возвращения в норму, минуя состояние дисбаланса и травмы. Многочисленные испытания с музыкой разных авторов подтвердили неизменно высокую результативность произведений Моцарта независимо от географии эксперимента.
Кому показан метод Томатис
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ТОМАТИС ТЕРАПИЯ ДАЕТ ХОРОШИЙ РЕЗУЛЬТАТ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:
Общее развитие ребенка: улучшение памяти и внимания, развитие вокальных данных и музыкальных способностей, улучшение координации движений, ускоренное изучение иностранных языков;
Запуск и развитие речи, метод показан при следующих проблемах: задержка развития, дизартрия, сенсо-моторная алалия, проблемы с пониманием обращения других людей, запуск речи у детей с грубыми нарушениями речевой функции, упрощённая структура предложения;
Задержка психического развития: несформированная игровая деятельность, не развитое мышление — нарушен анализ, синтез, нет обобщения, сравнения, понимания причинно-следственных связей;
Нарушения эмоционально-волевого развития: эмоциональная лабильность, тревожность, гиперактивность, агрессивность, импульсивность, страхи, проблемы в коммуникации, посттравматический синдром.
Проблемы обучаемости: отсутствие интереса к учёбе, дефицит внимания, плохое понимание прочитанного, неспособность писать под диктовку, дислексия, дисграфия, дискалькулия.
Нарушения психомоторного развития и сенсорной интеграции: неуклюжие, нескоординированные движения, пространственные нарушения, корявый почерк;
Расстройства аутистического спектра: метод Томатис один из немногих методов, признанных в мире, как эффективный способ коррекции детей с аутизмом;
Синдром Дауна и другие генетические синдромы, сопровождающиеся нарушением речи, мышления, поведения и психомоторного развития
Литература
1. О. И. Азова Метод Томатиса. Здоровье детей Методический журнал: здоровье сберегающие технологии/ М. : Издательский дом «Первое сентября». – 2013. - № 4 (450). – С. 28-30.
2. https://tomatis-ufa.ru/
3. www.centrlogo.pro