Омарова Гурият Зугумовна
Семинар-практикум «Формирование правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар- практикум
«Формирование правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи
Подготовила и провела
учитель – логопед высшей категории
МБДОУ «Детский сад с. Башлыкент»
Каякентского района Республики Дагестан
Омарова Гурият Зугумовна
Тема нашего семинара - практикума «Формирование правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи»
Публикация «Семинар-практикум „Формирование правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Семинар, практикум
- Темочки
Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
В древних писаниях говорится: “Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом”.
В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания – вдох, выдох, пауза. Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. Речевое дыхание– основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речевое дыхание- это во многом управляемый процесс, количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения. Если говорящий ребёнок обращается к человеку, стоящему далеко от него, то он «посылая звук», удлиняет выдох и тем самым усиливает работу голосовых связок. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически.
От речевого дыхания зависит громкость речи, четкое соблюдение пауз, сохранение выразительности и плавности. Речевое дыхание называют фундаментом формирования устной речи. Для того чтобы ребенок хорошо умел владеть голосом, необходимо его научить правильному дыханию. Под правильным дыханием понимается короткий глубокий вдох и плавный экономный выдох.
Какие несовершенства речевого дыхания мы наблюдаем у дошкольников:
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с “захлебыванием”.
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
6. Слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
Речевое дыхание считается неправильным,
если выявляются следующие ошибки:
• Подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
• Слишком большой вдох;
• Учащённость дыхания;
• Укороченность выдоха;
• Неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха;
С помощью речевого дыхания обеспечивается правильное усвоение звуков, нормальное голосообразование, способность менять силу звучания звуков, верность соблюдения пауз, сохранение плавности речи, изменение громкости, использование речевой мелодики.
По мере овладения фонетической системой и лексико-грамматическим строем родного языка, в дошкольном возрасте происходит постепенное развитие механизмов координации между фонацией, дыханием и артикуляцией, что является основой для формирования речевого дыхания.
У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание. Речевое дыхание отличается от физиологического дыхания тем, что в процессе речи вдох и выдох осуществляется через рот (при физиологическом дыхании вдох и выдох – через нос). Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи : речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» конца фразы.
Обследования речевого дыхания
Обследование речевого дыхания я начинаю с оценивания координации вдоха и выдоха. Определяю характер дыхания у ребенка в момент покоя и в процессе речи. Визуально определяю характер дыхания в спокойном состоянии: как дышит ребенок ртом или носом.
Существует три типа дыхания :
1)верхнее дыхание (ключичное)
(поверхностное (ключичное) – живот втягивается на вдохе, а плечи поднимаются);
2)среднее дыхание (грудное и реберное; или межреберное);
(грудное – на вдохе грудь расширяется);
3)нижнее дыхание (брюшное или глубокое, или диафрагмальное).
(нижнереберное – при вдохе живот выпячивается, а при выдохе – опадает, наиболее физиологичное дыхание).
В результате обследования речевого дыхания можно выявить следующие нарушения речевого дыхания :
1. Физиологическое дыхание у обследуемых детей характеризуется спастичностью дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанную с этим, судорожностью вдоха и выдоха. У детей наблюдается слабая дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.
2. У детей отмечается форсированное начало фазы выдоха, судорожность вдоха и выдоха, ослабленный речевой выдох. У детей наблюдается слабая целенаправленность воздушной струи.
3. Фонационный (озвученный) выдох у этих детей обладает неравномерностью на протяжении фразы, а также уменьшенной длительностью.
4. У детей выражены расстройства координации между дыханием, артикуляцией и фонацией, чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха.
5. При произнесении фраз и текста речь у детей осуществляется на выдохе. Речевой выдох ослабленный.
При формирование правильного физиологического и речевого дыхания у детей в ходе логопедической работы, ставятся следующие задачи:
1. Улучшение функции физиологического дыхания.
2. Выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха.
3. Развитие фонационного (озвученного) выдоха.
4. Развитие речевого дыхания.
5. Тренировка речевого дыхания в ходе произнесения слогов, слов, словосочетаний, текста.
Перечислим методические рекомендации, которых нужно придерживаться в процессе логопедической работы по формированию речевого дыхания :
• дыхательные упражнения необходимо проводить в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
• проводить коррекционно-развивающую деятельность до принятия пищи;
• осуществлять занятия в свободной одежде, которая не стесняет движения;
• набор воздуха необходимо осуществлять через нос, не поднимая при этом плечи;
• выдоху следует быть плавным и длительным;
• щеки не должны надуваться;
• не нужно напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота в ходе речевого дыхания;
• выполнение дыхательных упражнений можно осуществлять в положении сидя или стоя;
• трех – пяти повторений вполне достаточно, так как многократные повторения дыхательных упражнений могут привести к гипервентиляции;
• необходимо дозировать количество упражнений и их темп
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и подвижности рёбер. Активна нижняя часть лёгких, плечи же остаются неподвижными. При речи вдох делается и носом, и ртом. Вначале высказывания говорящий ещё может вдохнуть носом, при длительном же высказывании он делает добор воздуха только через рот, т. к. быстро и бесшумно вдохнуть через узкие носовые ходы невозможно. Поэтому при постоянном речевом дыхании целесообразно приучать детей всегда делать вдох ртом через немного приоткрытые губы (лёгкая улыбка) – она помогает снимать мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание помогает собственная ладонь, если положить её на область диафрагмы (между грудной клеткой и животом). При вдохе грудная клетка расширяется, при выдохе - сокращается. Вдох при речи короткий, выдох длительный, плавный.
Модель нетрадиционного подхода по формированию речевого дыхания включает в себя составляющие:
– систематизация стандартных и вариативных игр и упражнений;
– применение точечного массажа;
– применение оздоровительных методов, направленных на осознание использования речевого дыхания в повседневной жизни ( реабилитационно-превентивные мероприятия: галотерапия, ароматерапия, фитотерапия).
Используя нетрадиционный подход по формированию речевого дыхания, решаются задачи по следующим направлениям :
формирование диафрагмального типа дыхания,
развитие физиологического и речевого дыхания,
развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса,
развитие голосовой функции, профилактика нарушений голоса,
работа по совершенствованию ритмико-мелодической стороны речи,
обучение ребенка соблюдению норм произношения,
обогащение и активизация словарного запаса дошкольника,
формирование грамматических категорий языка и связной речи,
развитие общей и мелкой моторики,
развитие межполушарного взаимодействия.
Модель работы логопеда по формированию речевого дыхания с опорой на нетрадиционный подход формирует у воспитанников правильное речевое дыхание в процессе логопедических занятий, создавая высокую мотивацию, способствуя, таким образом, формированию самоконтроля и саморегуляции.
Основным методом в логопедической работе по развитию речевого дыхания с детьми дошкольного возраста является игровой метод.
Часто бывает так: системой специальных упражнений артикуляционный аппарат подготовлен, звукообразующие артикулемы сформированы, а вызвать звук не удается особенно, при исправлении горловых звуков. Почему? Дело в том, что в этих случаях основная воздушная струя на выдохе проходит не через рот, а через нос. Т. е. в процессе речи ребенок использует физиологическое дыхание.
Чтобы проверить сформировано ли у ребенка речевое дыхание рекомендуется провести два теста.
Тест 1.
Предложите ребенку выполнить упражнение «Парашютик».
Для этого ребенок должен улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх на нос, произнося звук [ф]. Если речевое дыхание не сформировано, ребенок будет пытаться сделать носовой выдох, вместо ротового, или воздушная струя будет выходить из глотки с призвуком [х], не попадая на кончик языка.
Тест 2.
Попросите ребенка выполнить упражнение «Барабанчик».
Для этого ему следует улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчетливо и многократно повторяя звук д-д-д-д-д, затем да-да-да-да-да с открытым и закрытым носом. Если речевое дыхание не сформировано, при закрытом носовом проходе звук [д] будет звучать с носовым оттенком. Это объясняется тем, что ребенок производит озвученный выдох через нос, а не через рот.
Работу по воспитанию речевого дыхания следует проводить поэтапно:
I этап. Выработка ротового вдоха с озвученным выдохом.
Цель: развитие координации движений органов дыхания : диафрагмы и передней стенки живота с озвученным выдохом.
Дети получают знания о том, что:
- вдох осуществляется через рот,
- при вдохе нельзя поднимать плечи,
-в дыхании должен активно участвовать живот (при вдохе через рот – живот поднимается (надувается, при выдохе – опускается). Такое упражнение называется «Шарик – ямка».
Ребенок должен освоить вышеуказанное упражнение, в положении лежа, сидя и стоя. На начальном этапе необходимо препятствовать выдоху воздушной струи через нос легким сжатием крыльев носа пальцами (сначала взрослым, в дальнейшем самим ребенком). Для контроля над работой по опусканию и подниманию диафрагмы на живот ребенку кладется игрушка, наблюдая за которой, он сможет оценить правильность выполнения упражнения. После того, как ребенок освоит это упражнение, игрушку заменяет рука ребенка. Данный этап можно считать завершенным только в том случае, если ребенок совершает ротовой вдох с одновременным поднятием живота и делает плавный озвученный выдох, произнося гласные звуки, свистящие или шипящие звуки.
II этап. Развитие озвученного выдоха.
Цель: развитие озвученного выдоха с разной силой, высотой, интонацией.
В процессе занятий на втором этапе дети закрепляют полученные знания и узнают о том, что:
- звуки можно пропевать громко, тихо, высоко, низко, а также с интонацией удивления, радости, жалобы;
- в процессе пропевания звука воздух добирать нельзя. Это делается на одном длительном выдохе
ИГРА «ЧЕЛОВЕЧКИ»
III этап. Развитие речевого дыхания.
Цель: развитие речевого дыхания на фоне слога, слова, фразы.
В процессе занятий на 3-ем этапе дети обучаются на одном выдохе произносить сначала слоги, отдельные слова, затем фразы из двух, а далее трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.
IV этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.
Цель: тренировка речевого дыхания в процесс воспроизведения прозаического текста (короткого рассказа, сказки).
Следует обращать внимание на глубокий вдох через рот перед началом фразы. На одном выдохе проговаривается 3-4 слова фразы, затем делается добор воздуха через рот.
Практика показывает, что применение данной системы работы является неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению нарушений звукопроизношения и способствует улучшению общему звучанию речи.
Основным методом в логопедической работе по развитию речевого дыхания с детьми дошкольного возраста является игровой метод. Предлагаю план удобных игр на развитие речевого дыхания. Заниматься можно 1 раз в неделю, по одной игре.
«Цветочек» -вдохнуть и задержать дыхание – «понюхать цветочек».
«Пёрышко» - сдуть пёрышко с ладони.
«Листья летят» - вдохнуть через нос, сдуть листок с ладошки.
«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш по столу.
«Вертушки» - подуть на вертушку (как бы «имитируя «сильный ветер»).
«Дудочка» - учить извлекать звук из дудочки (или другого музыкального инструмента, в который надо дуть).
«Узнай по запаху» - узнавать по запаху яблоко среди наборов фруктов.
«Пускание мыльных пузырей» - учить делать длительный выдох через рот.
«Птичка летает» - подуть на бумажную птичку. Прикреплённую за ниточку.
«Свистулька» - учить извлекать звук из свистульки.
«Воздушный шарик летит» - подуть на воздушный шарик.
«Самолёт» - подуть на бумажный самолёт, подвешенный на ниточке.
«Прокати шарик» - вдохнуть через нос и дуть на шарик, лежащий на столе).
«Ёлочный дождик» - подуть на дождик. Посмотреть, как он искрится.
«Сдуй снежинку»- (можно использовать на прогулке) –сдувать снег с варежки или сдувать бумажную снежинку с ладони.
«Погрей руки» -вдыхать через нос и дуть на «озябшие руки».
«Согрей игрушку» - вдохнуть через нос и дуть на «замёршую» игрушку.
«Трубочка» - покатать шарики на столе, дуя в короткую трубочку (трубочка из – под сока. а вместо шариков можно использовать вату, шарики из пенопласта).
«Бурлящая вода» - подуть на воду через трубочку.
«Морские гонки» - через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики в воде.
«Султанчики» - подуть на султанчики из бумаги (кончик карандаша обмотать
«ёлочным дождиком».
«Флажок» - подуть на цветной флажок, сделанный из цветной бумаги и зубочистки.
«Бабочка» - сдуть бабочку с цветка, вырезанного из цветной бумаги и приклеенного на неё.
«Одуванчик» - сдуть пушинки с первого- третьего раза (на прогулке).
Комплексы вариативных игр.
1. Игра “Волейбол”
Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.
Оборудование: воздушный шарик.
Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый дует на шарик, который летит к ребенку, а ребенок в свою очередь тоже дует на шар (шар летает от взрослого к ребенку и наоборот).
2. Игра “Отгадай по запаху”
Задача: формировать носовой вдох.
Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.
А. “Парные коробочки” : ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.
Б. “Поставь по порядку” : коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”.
Усложнение: за счет увеличения количества коробочка.
3. Игра “Капелька”
Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Оборудование: соломинка для коктейля, акварельные краски, лист бумаги.
Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька “бежит” и оставляет за собой след.
4. Игры “Назови картинки”
“Повтори слова”
Задача: формирование речевого выдоха.
Оборудование: 5 предметных картинок.
А. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.
Б. Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе, затем убирает их и просит ребенка назвать картинки по памяти на одном выдохе.
В. Взрослый называет 3-5 слов и просит ребенка повторить слова на одном выдохе.
5. Игры “Мой веселый звонкий мяч”
“Кто больше скажет без передышки”
Задача: формирование плавной слитной речи.
Ребенок рассказывает любое стихотворение или рассказ и в конце каждой фразы ударяет мячом о пол.
6. Игры с вертушкой.
На "вертушки " можно дуть, выполняя различные упражнения:
- Выработка длительной, направленной воздушной струи. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть.
- Выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка.
- Распределение воздушной струи по бокам. Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.
- Направление воздушной струи посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять.
7. Метод дутья, и пение гласных звуков.
Для формирования длительной и плавной воздушной струи использую следующие приё мы:
Наматывание нитки на клубок: в процессе дутья ребенок изображает руками наматывание нитки на клубок;
Графическое изображение «волн», «горок». В процессе пения на выдохе ребенок проводит пальцем ведущей руки по изображенным дорожкам. Направление движения пальца слева направо. При этом можно повышать (проводя пальцем вверх) и понижать (проводя пальцем вниз) тональность, громкость. Кроме этого ребенок проводит пальцем не по гладкой поверхности, таким образом одновременно воздействуем и на мелкую моторику рук детей. "Колобок"(ткань,горох,спички)
Графическое изображение спирали. Используется также, метод пения гласного звука на выдохе. "Улитка"(рис,шпагат)
Упражнения должны выполняться последовательно с использованием наглядности, постепенно переходя от простого к более сложному. Сначала проводится тренировка длительного речевого выдоха на отдельных звуках, потом- словах, затем- в коротких фразах, в стихах и т. д. Например, когда ребёнку читают сказку, упоминая в ней ветер, поучите его дуть, дуйте ему в лицо. Потом предложите кусочек ватки, объясните, что это снежинка- она летает. Когда ветер дует; дуть на неё нужно ртом плавно. А вдыхать через нос.
Данные упражнения хорошо проводить с детьми с заиканием, ринолалией, дизартрией. Они оказывают эффективное воздействие на просодическую сторону речи, влияют на чёткость дикции и в целом на речь детей.
Нужно так же отметить, что правильное речевое дыхание :
-обеспечивает нормальное звукообразование;
-создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;
- предохраняет голосовой аппарат от переутомления.
Условия для проведения игр и упражнений на дыхание
• Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
• Не заниматься после еды (только через 1,5 – 2 часа)
• Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
• Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
• Дозировать количество и темп проведения упражнений.
Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий, особенно с детьми, имеющими дефекты произношения, с заикающимися детьми.
За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно исправляются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной, ребенок может произнести на выдохе определенное для данного возраста количество слов. Позволяет достичь координации дыхания, речи и движений
Помимо этого, отмечается улучшение сна, памяти, повышение способности концентрировать внимание, развивается коммуникативность.
И в заключении я бы хотела дать некоторые рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания у детей
Успехов можно добиться, регулярно играя, при этом помня важные правила :
1. Щёки не надувать.
2. Плечи не поднимать.
3. Глубокий шумный, короткий вдох носом, пауза и плавный экономный длинный выдох через рот (бесшумный).
4. Губы вытягивать вперёд трубочкой.
5. Существует другой вариант – широкий язык держать губами, дуть через щель, посередине языка.
6. Дуть пока не закончится весь воздух. Не допускать коротких доборов воздуха.
7. Выдох в восемь, в десять раз длиннее, чем вдох.
8. Самое главное следить за длительностью игр, чтобы не появилось головокружение. Такие игры необходимо ограничивать во времени.