НАТАЛЬЯ МЕРЗЛЯКОВА
Семинар-практикум «Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомство воспитателей с возможностями лего-конструирования в речевом развитии детей.
Задачи семинара:
• Дать общее представление о использовании LEGO в коррекционной работе с детьми;
• Познакомить с вариантами игр с конструктором LEGO по развитию речи
Публикация «Семинар-практикум „Секреты формирования речевого развития детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования“» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий,
возводящий здание собственного потенциала»
Ж. Пиаже
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. И полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий.
Одной из которых является ЛЕГО-технология.
Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Работа по развитию речи с применением «LEGO» - технологий сделает коррекционно - образовательный процесс более результативным.
Дети воспримут занятия как игру, которая не вызовет у них негативизма, а приучит детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это поможет лучшему усвоению предложенного материала.
Очень важно, именно у ребёнка раннего возраста вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, простимулировать её развитие.
Совершая игровые действия с предметами и куклами из конструктора «LEGO DUPLO» дети, узнают такие качества предметов, как твердость или мягкость, гладкость или шероховатость, тяжелый или легкий предмет.
У детей наблюдаются существенное обогащение и активизация словаря, активно развивается способность рассуждать.
В младшем дошкольном возрасте все игры сопровождаются стихами.
При конструировании из «ЛЕГО» можно сочинять сказки, рассказы, стихи, чтобы смотивировать детей к обыгрыванию своей постройки. Учеными доказано: чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Именно поэтому после каждого конструирования, важно обыграть постройки, какими бы они не были (это может быть обычная дорожка или красивый грузовик). Важно провести с ребенком рефлексию.
Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.
Дидактические игры с Лего - конструктором
• «Изучаем цвета» Ребенок должен отсортировать кирпичики по цвету. Из кирпичиков одного цвета построить башню.
• "Найди лишнее" - игра на развитие логического мышления у детей. В ряду подобных предметов необходимо найти - лишний.
• "Хватает – не хватает – лишнее"
Это математическая игра. Берем какое-то количество лего - животных и какое-то количество (чуть меньше, либо больше, либо аналогичное) кирпичиков. Количество животных и кирпичиков берем в пределах чисел, до которых ваш малыш уже освоил счет.
Ребенок должен ответить: хватает ли кирпичиков на всех животных (поровну ли их, есть ли лишние, или кому-то не досталось кирпичика. Кирпичик в данной игре можно условно назвать, например, кусочком печенья и т. п. Для того, чтобы ребенок правильно мог назвать ответ, наглядно покажите, как кирпичики распределить между животными.
• "Покажи правильно»"
Ребенок должен выбрать фигуру, которую называет педагог.
Например: «Выбери кирпичик не самый длинный и не белый».
• Д/и «Что сделал Мальчик»
Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.
Ход игры: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие человечков на построенном домике из лего.
-Что делает Мальчик?
- Мальчик бежит.
- За что забежал Мальчик?
- Мальчик забежал за дом.
- К чему подбежал Мальчик.
- Мальчик подбежал к дому.
- Откуда выбежал Мальчик?
- Мальчик выбежал из дома.
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО – конструктора имеющего широкий выбор наборов даёт возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
Работа по развитию речи с применением «ЛЕГО» - технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.
С позиции ФГОС дошкольного образования, можно сказать, что технология легоконструирование способствует обеспечению всех целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, а именно:
• ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др. ;
• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
• ребенок проявляет любознательность; способен к принятию собственных решений;
• ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.