Мария Алейник
Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей по проблеме : «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач речевого развития»
Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Актуализируя проблему речевого развития дошкольников, К. Д. Ушинский писал: «Родное слово является основой умственного развития, сокровищницей всех знаний». Учёными доказано, что для развития речи, речевого общения, нужны не только биологические, но и социальные предпосылки, благоприятная речевая среда. Формирование у детей правильного звукопроизношения, лексического и грамматического строя речи, чёткой дикции происходит прежде всего под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Однако, в случае выявления нарушений речевого развития или её темповой задержки, ведущая роль в этой работе принадлежит логопеду. Тем не менее родители должны знать, что для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, а тем более для коррекции нарушений смысловой стороны речи, одних занятий с логопедом недостаточно. Необходима активная помощь родителей, обязательные систематические занятия с детьми в домашних условиях по закреплению пройденного материала, развитию мелкой и артикуляционной моторики.
Сегодня я расскажу и покажу Вам, что нужно знать и уметь, чтобы скоординировать наши взаимодействия в работе по формированию у наших воспитанников навыков правильного звукопроизношения. Важно помнить, что правильное произношение звуков может быть сформировано лишь в том случае, если у ребёнка достаточно развиты подвижность и «переключаемость» органов артикуляции: языка, губ, мягкого нёба, маленького язычка.
Поэтому детей, начиная уже с раннего возраста, можно знакомить со своими органами артикуляции. Используя игровую мотивацию, учить их выполнять простейшие артикуляционные упражнения, приучать во время речевого общения смотреть на взрослого и следить за движением его губ и языка. При этом дети учатся копировать эти движения, достигая всё более точного воспроизведения звуков родной речи. Таким образом, реализуя принцип «Играя, учимся», взрослые помогают детям постепенно сформировать у малышей представления об артикуляционных признаках каждого звука, а в конечном итоге, освоить артикуляционные позы наиболее простых, а возможно даже и сложных по артикуляции фонем.
Большое значение для выработки чёткого звукопроизношения имеет хорошо развитый фонематический слух. Именно чёткое восприятие всех фонем родного языка, их точная дифференциация (различение) на слух и в произношении позволяет ребёнку контролировать собственную речь и речь окружающих. В свою очередь правильная артикуляция речевых звуков также способствует лучшему фонематическому восприятию.
Для формирования правильного произношения звуков, необходимо также сформировать у детей правильное речевое дыхание, голос и умеренный темп речи. У нормально развивающихся детей речевое дыхание в онтогенезе формируется без отклонений и спонтанно по мере становления речевой функции. У детей с речевыми нарушениями дыхание развивается патологически:
1) Наблюдается задержка речевого дыхания
2) Отмечаются дополнительные вдохи
3) Наблюдаются судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки
4) Отмечается недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания,
произнесение отдельных слов на вдохе.
5) Отмечается укороченный, нерационально используемый выдох.
В связи с этим, дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать объём лёгких, а в старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания, то есть развивать сократительную активность диафрагмальной мышцы. Следующий семинар наш мы посвятим изучению авторской методики развития речевого дыхания по Стрельниковой. А сейчас я хочу обратить Ваше внимание на важность формирования у детей ещё одного речевого навыка, такого, как слуховое внимание. Учитывая, что одной из причин неправильного звукопроизношения является неумение вслушиваться в речь окружающих и свою собственную речь, необходимо, начиная с самого раннего возраста учить детей различать разные шумовые звуки, отличать тихие звуки от громких, низкие от высоких, узнавать по звучанию музыкальные игрушки, находить на слух источник звука, узнавать знакомых людей по голосу.
Формирование у ребёнка перечисленных выше речевых навыков обеспечивает условия для успешной коррекции нарушений звукопроизношения. Однако, надо помнить, что при сложной речевой патологии, например, при различных формах дизартрии, которая характеризуется нарушением произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы, акцент в работе по формированию правильного звукопроизношения надо делать на развитии артикуляционной моторики, оптимизации состояния мышечного тонуса органов артикуляции. Наиболее доступным средством коррекции нарушений звукопроизношения является артикуляционная гимнастика.
Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом. Взрослый садится вместе с ребёнком, и, глядя на свои отражения, они вместе играют в лягушат, обезьянок или котят, которые лакают молоко. В более старшем возрасте упражнения объединяются в комплексы. Взрослый следит за чёткостью выполнения упражнений, за умением плавно и быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, за умением удерживать артикуляционную позу в течение 5-7 минут. Артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 2-3 раза в день. Это нужно для того, чтобы двигательные навыки закреплялись. Продолжительность артикуляционной гимнастики -10 -12 минут. При этом даётся только одно новое упражнение. Количество упражнений в комплексе А. Г. зависит от степени их освоения и мотивационной готовности ребёнка к их выполнению. Родителям необходимо помнить, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра. И именно с помощью игры мотивировать ребёнка.
Также надо отметить, что всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статистические (связанные с удержанием определённой артикуляционной позы) и динамические (требующие многократного повторения одного и того же вида движений). Статистические артикуляционные упражнения должны выполняться чётко и медленно по 5 -10 раз, в зависимости от возраста и возможностей ребёнка, причём каждая артикуляционная поза удерживается в течение 3-7 секунд.
Динамические артикуляционные упражнения проводятся под счёт взрослого и выполняются по 10 – 20 раз подряд.
Я рассказала Вам, какими речевыми навыками должен владеть Ваш ребёнок для того, чтобы правильно произносить звуки родной речи. Ещё раз акцентирую Ваше внимание на том, что сделать это мы сможем только вместе, при Вашем активном участии и Вашей заинтересованности в успехе. Я надеюсь на наше плодотворное сотрудничество и жду от Вас предложений, запросов, чтобы вместе помогать нашим детям быть успешными и уверенными в том, что вместе мы преодолеем все трудности.