Наталья Черникова
Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево»
▼ Скачать
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
У детей дошкольного возраста речевое дыхание не совершенно. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Публикация «Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания „Осеннее дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Осень. Игры, дидактические пособия
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Этому надо уделять внимание.
Для развития воздушной струи было изготовлено дидактическое пособие «Осеннее дерево».
Цель: формирование речевого дыхания посредством дидактической игры
Задачи:
-способствовать увеличению объёма дыхания;
-развивать умение выполнять плавный длительный выдох, направлять струю воздуха в нужном направлении;
-активизировать работу мышц губ.
Материал для изготовления: ксероксная цветная бумага, простой карандаш, линейка, ножницы, нитки, иголка, фантики от конфет, потолочная плитка, двусторонний скотч, гуашь, прозрачная самоклеящаяся плёнка.
Процесс изготовления: вырезать из потолочной плитки дерево и подставку в виде полусферы. В стволе дерева внизу сделать надрез, вставить подставку.
Раскрасить дерево и подставку с помощью гуаши, обклеить прозрачной плёнкой.
Из ксероксной бумаги жёлтого цвета вырезать квадраты со стороной 5 см. Сложить каждый квадрат гармошкой.
Получившуюся деталь сложить сначала по линиям сгиба, затем пополам.
Для каждого листочка необходимо 5 таких деталей. Соединить 4-е детали друг с другом с помощью двустороннего скотча.
Сквозь пятую деталь продеть нить с помощью иголки. Затем с помощью скотча присоединить к получившемуся листочку.
Таких листочков потребуется несколько штук, в зависимости от размера кроны дерева. Листочки необходимо крепить с помощью иголки и нитки. С обратной стороны необходимо завязать узелок.
Листочки должны свободно свисать.
Обратная сторона из-за узелков выглядит не эстетично. Поэтому её надо дополнительно оформить.
Потребуются фантики от конфет жёлтых оттенков. Из прямоугольной формы фантиков надо сделать квадраты, срезав лишнюю часть. Нижнюю часть квадратов скрутить, затем с помощью получившихся заготовок задекорировать обратную сторону кроны дерева.
Крепить можно с помощью двустороннего скотча, аккуратно накладывая каждый раз новый ярус заготовок в виде полукруга на предыдущий.
Осеннее дерево готово.
Упражнение «Осенние листочки качаются на ветру»
Игровая ситуация «Подул осенний ветерок». Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть листочки на дереве. Подумать, какое время года наступило Можно предложить ребёнку назвать цвет листьев, размер, количество. Вспомнить понятие, когда листья опадают («листопад»).
Листопад, листопад,
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клён, жёлтый бук,
Жёлтый солнца в небе круг.
В. Нирович
Ребёнок может потрогать листья рукой, обнаружить, что они подвижны. Ребёнок представляет, что дует ветерок, от этого листочки на дереве качаются. Выполняет упражнение – дует на листочки.
Пособие предназначено для индивидуальной работы с ребёнком.