Симакова Наталья
Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю картотеку игр для развития речевого дыхания.
«Дует ветер»
Цель: Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Публикация «Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2020
Оборудование: 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.
Ход игры: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением ветерка и говорит:
Инструкция: «Летом мы пошли на прогулку в лес. Дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у» (звук произносится тихо и длительно)».
Затем показывает картинку с изображением сильного ветра и говорит:
Инструкция: «Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у» (звук произноситься громко и длительно)». Малыш повторяет за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Важно следить, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.
«Вьюга»
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Оборудование: Сюжетная картинка "Вьюга".
Ход игры: Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер.
По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у. ; по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише; по сигналу "Вьюга закончилась" замолкают.
Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2—3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх — дети говорят громче, плавное движение руки вниз — дети говорят тише.
«Сдуй шарик»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход игры: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны - получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся.
Инструкция: Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны - вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться. Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
«Эхо»
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.
Ход игры: Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая тихо отзывается: а.
Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т. д
«Пой со мной!»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".
1. Инструкция: Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.
2. Инструкция: Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"
Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.
3. Инструкция: Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.
«Змейка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Ход игры: предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.
Инструкция: Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: "Ш-Ш-Ш!"
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.
«Рыбка»
Цель: формированию диафрагмального дыхания из положения лежа
Оборудование: мягкая игрушка рыбка
Ход игры: Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.
Задание можно выполнять под стихотворение
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох,
То вниз (выдох)
Плывет по мне.
«Горячий чай»
Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
Оборудование: стаканчики из цветного картона.
Ход игры: детям выдаются картонные стаканчики и предлагается подуть, чтобы остудить чай.
Инструкция: Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю!
«Поиграем в сказку»
Цель: Развитие силы голоса
Оборудование: игрушки три медведя
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трёх вариантах:
- Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме? И т. п.
«Волшебные картинки»
Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
Оборудование: картинка с приклеенным дождиком
Ход игры: ребенку предлагается подуть на картинку, чтобы «дождик» поднялся и стал виден рисунок.
«Расскажи по-разному»
Цель: развитие умения владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания.
Оборудование: карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом (громко, с пальчиком около рта (тихо)
Ход игры: Детям нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании:
ВЕСЕЛО - ГРУСТНО - ГРОМКО - ТИХО - БЫСТРО - МЕДЛЕННО
Взрослый показывает детям картинку на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо - рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению.
«Кто это сказал?»
Цель: развитие умения находить мимическое выражение в соответствие с интонированной фразой.
Оборудование: карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом (громко, с пальчиком около рта (тихо)
Ход игры: По интонированной фразе дети находят соответствующее мимическое выражение среди предложенных картинок.
«Мыльные пузыри»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.
Оборудование: мыльные пузыри
Ход игры: Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.
«Погрей руки»
Цель: развитие плавного ротового выдоха
Ход игры: ребенку предлагается согреть руки. Ребенок вдыхает через нос и дуют на «озябшие» руки.
Инструкция: Наши ручки замерзли, давай согреем их
«Большой и маленький»
Цель: развитие силы голоса.
Ход игры: ребенок голосом изображает, как лает большая собака и как ей отвечает маленький щенок.
Инструкция: Давайте представим, что мы с вами собачки. Когда я буду тихо хлопать в ладоши, вы будите тихо лаять, а когда буду громко хлопать, вы будите громко лаять.
«Далеко и близко»
Цель: развитие силы голоса.
Ход игры: ребенок говорит то тихим голосом, то громким, а другие дети отгадывают, где он: далеко или близко.
Инструкция: Ребята, Катя будет говорить то громким, то тихим голосом, а мы должны с вами отгадать близко она или далеко. Если она говорит громко, то значит она близко. Если она говорит тихо, то значит она далеко.
«Кто как кричит?»
Цель: Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.
Оборудование: фланелеграф, картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок:
Инструкция: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пи щит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голо сом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)
Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:
«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)
А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел».
Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».
Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.
«Успокой куклу»
Цель: Развитие тембра голоса.
Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы.
Инструкция: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте».
Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.