Марина Екова
Мастер-класс «Развитие речи и приобщение к художественной литературе посредством сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Рябинушка»
Мастер-класс
«Развитие речи и приобщение детей к художественной литературе посредством сказок»
воспитатель
Екова Марина Олеговна
Таштып 2015г.
Тема мастер-класса : «Развитие речи и приобщение детей к художественной литературе посредством сказок»
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чтение, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приемами по созданию условий для развития речи детей.
Уважаемые педагоги, сегодня стоит проблема сохранения интереса к книге. Причины: отсутствие времени у родителей и желания, почитать детям;
Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на детей, ослабила интерес к книге. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии детей, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка
В соответствии с ФГОС одним из направлений в развитии детей является приобщение к художественной литературе, цель этого направления состоит в том, чтобы развивать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь, желание и умение слушать художественные произведения,
Особую роль в этом играет чтение сказок. Сказка – одно из важнейших литературных жанров, с которым ребенок знакомится в детском саду.
Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.
Как все догадались -мастер-класс будет проходить в форме монолога и диалога,
В ходе работы при ознакомлении детей с художественной литературой использую различные методы. Сегодня хочу вас познакомить с несколькими приёмами трёх методов.
Наглядный метод: приёмы-
- показ иллюстраций, картин, игрушек,
- элементы инсценировки,
- просмотр видеофильмов,
- оформление выставок: .
а) Тематических
б) об одном герое из разных произведений (о волке)
Словесный метод: приёмы-
- чтение произведений с просмотром иллюстраций
- вопросы по содержанию произведений,
- пересказ произведений,
- заучивание наизусть,
- беседа по произведению,
- прослушивание аудиозаписей.
Игровые методы ; приемы-
- элементы инсценировки,
- игры-драматизации,
- дидактические игры,
- театрализованные игры,
- использование разных видов театра,
игровая деятельность.
Вот один из приемов,используемый в работе с детьми на закрепление знаний сказок, называется
1.«Предметы из сказки».
Назовите сказки в которых есть предметы и герои.
яйцо — курочка Ряба, Про Кощея Бессмертного, Гадкий утёнок,
яблоко — Сказка о мёртвой царевне, Сказка о молодильных яблоках и живой воде, Гуси — лебеди,
кот — Кот в сапогах, Бременские музыканты,
цифра три — Три медведя, Три поросёнка,
Царевна — лягушка — три брата, лягушка –путешественница, Дюймовочка, Теремок.
Следующий прием:
2. Сказочные герои своими руками :
3. Шкатулки – сувениры : отгадай на слух
4. Волшебные и сказочные слова :
--Какие волшебные слова говорили сказочные герои
Емеля в Р. Н. С. «По щучьем велению).?По щучьему велению, по моем хотению.
--(Иванушка- дурачок в Р. Н. С. «Сивка- Бурка») Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мною, как лист перед травою. .в).
--(Али-Баба, арабская сказка «Али-баба и сорок разбойников).Сим- сим, открой дверь!
--(Женя из сказки Катаева «Цветик-семицветик»).Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг…
--Какие слова -заклинания говорила девочка из сказки братьев Гримм «Горшочек каши»Раз, два, три. Горшочек вари!
--«Избушка, избушка на курьих ножках, встань к лесу задом ко мне передом»
--А ну, двое из ларца одинаковых с лица…» («Вовка в тридесятом царстве»)
--крабле- бумс! (Е. Шварц «Снежная Королева»)
-- Крекс, пекс, фекс. -как называется сказка с этим заклинанием?
(А. Толстой «Золотой ключик. или приключения Буратино»).
--«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» («Заюшкина избушка», сказка)
--«Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке города и поля, и леса и моря, и гор высоту, и небес красоту» (»Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке". Русская народная)
--«Вижу, вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!»( «Маша и медведь»)
--«Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» А. Пушкин)
--«Ты катись, катись колечко на весеннее крылечко, в летние сени, в теремок осенний, да по зимнему ковру к новогоднему костру!» («Двенадцать месяцев», перевод С. Я. Маршака
--«Трах-тибидох» (Старик Хоттабыч)
Заключение: Рефлексия,
Ув. Коллеги! Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности.
В материалах сказок есть необходимое обоснование возможности развития воображения и эмоциональной сферы дошкольника. В заключении хочу отметить, что приобщение дошкольников к истокам народной культуры влияет не только на духовную сферу ребёнка, наполняет жизнь яркими красочными впечатлениями от встречи с народной песней, сказкой, красивыми предметами народно- прикладного искусства. Сказка- источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности, проявлять любовь к малой родине, к своей семье. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям, чувство сопереживания и приходить на взаимовыручке к друг другу.