Ирина Николаевна Глотова
Семинар-практикум для воспитателей «Организация подвижной игры в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
План.
• Воспитательное значение подвижных игр.
• Выбор подвижных игр и подготовка к их проведению.
• Виды подвижных игр. Место подвижной игры в режиме дня.
• Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах.
Практическая часть:
Проведение подвижной игры с детьми старшей группы.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Организация подвижной игры в детском саду“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Подвижная игра - есть средство обучения движениям, она является одной из форм
организации детей в детском саду. Подвижная игра является средством всестороннего
развития личности. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности,
внимания, воображения и т. д. Подвижные игры развивают физические качества:
ловкость, быстроту, силу и т. д. Воспитательное значение подвижных игр в том, что они
дисциплинируют детей, помогают воспитывать умения, самостоятельно договариваться,
действовать согласованно, считаться с мнением коллектива.
Подвижные игры воспитывают дружеские отношения друг к другу, чувство товари-
щества, сопереживание. В подвижных играх дети учатся уступать и помогать друг другу,
создаются условия для радостных эмоциональных переживаний, а также развиваются
речь, и обогащается словарь.
Выбор подвижных игр и подготовка к их проведению
- зависит от педагогических задач стоящих перед воспитателем, (совершенствование
двигательного навыка, воспитание физических, нравственных, моральных качеств);
-подвижные игры должны быть доступны детям по их силам, с учетом возрастных
особенностей детей и состояния здоровья;
- от времени года и температуры воздуха;
- от места игры в режиме дня, от места проведения и от времени проведения;
- интерес детей (после наблюдений игры с соответствующим содержанием);
- соблюдать дидактические принципы (от простого к сложному, доступно и т. д.)
-состояние группы и ее организованность;
- уровень развития движений детей (не давать игру с новым, не разученным движением).
Подготовка к игре.
1. Знание игры и продумывание методики проведения.
2. Разучивание с детьми сложных движений.
3. Проведение наблюдений, знакомство с повадками животных, птиц из игры, чтение
стихов, рассматривание картин и т. д.
4. Подготовка материала (атрибуты, инвентарь пособие). Участие детей к подготовке
материала.
5. Подготовка места для проведения игры.
Виды подвижных игр.
По содержанию:
1. Сюжетные – в которых дети в движении изображают образы, имеют готовый сюжет
и твердые правила («Воробушки и автомобиль») и т. д.
2. Не сюжетные – в которых дети упражняются в движениях (бегите ко мне, доползи до
погремушки и т. д.). Они строятся на выполнении двигательных заданий, действий
с предметами.
3. Игры с элементами спортивных игр (волейбол, хоккей, городки).
4. Игры – эстафеты, где дети соревнуются в ловкости, быстроте, силе, меткости и т. д.
5. Игры с пением, хороводами, где дети выполняя движения передают содержание
песни, характер музыки.
По степени физической нагрузки:
1. Игры большей подвижности, где все дети в движении и основные движения бег и
прыжки.
2. Игры средней подвижности, где движения выполняются по подгруппам или если
учавствуют все дети, характер движений спокойный.
3. Игры малой подвижности, где все движении в медленном темпе, активно действуют
лишь часть детей, остальные дети произносят текст, наблюдают за играющими.
Место подвижной игры в режиме дня.
1. Подвижные игры в утренние часы планируются во всех возрастных группах эпизоди-
чески.
2. Подвижная игра может быть запланирована после завтрака (игры малой подвижности).
3. Малоподвижные игры (между занятиями).
На прогулке планируем игры всех подвижностей в зависимости от предыдущей
деятельности. Планируются самостоятельные игры, спортивные игры и развлечения.
В старших и подготовительных группах игры планируются ежедневно. В младших
группах 3-4 раза в неделю после дневного сна.
Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах.
Воспитатель должен удачно выбрать время для проведения игры. Для сбора детей
можно пользоваться различными приемами, в младших средних группах – показ
красивой игрушки, показ картины, чтение небольшого рассказа и т. д.
В старших группах на первое место ставится слово воспитателя. Заранее можно до-
говорится, где будет проходить игра. Сбор не превышает 1-2 минут. Собрав детей
воспитатель создает интерес к игре. (Наблюдение, игрушка, загадка.)
Объяснение игры : собрав детей и заинтересовав их воспитатель сообщает название
игры. Объяснение должно быть четким и кратким. Оно зависит от возраста, подготовлен-
ности и развития детей. В младшей группе объяснение в самом процессе игры. Назвав
игру воспитатель указывает, кем будут дети и предлагает занять свои места, движения
выполняются вместе с воспитателем. Ведущая роль принадлежит воспитателю.
В средней группе воспитатель называет игру, коротко и ясно объясняет ее. Затем рас-
пределяет роли сам. Выбирая на роль ребенка – ведущего воспитатель должен знать
справится ли он с этой ролью. Со второго полугодия вводятся для выбора водящего
считалки. В старших – подготовительных группах вся игра объясняется в начале.
Объяснив ее воспитатель четко выделяет правила. Если есть текст, то повторяют его,
а затем распределяют роли. К распределению ролей нужно подходить осторожно,
не назначать одних и тех же детей. Роль ведущего назначается по считалке и т. д.
Руководство ходом игры : Воспитатель по ходу игры следит за выполнением
правил, если необходимо делает замечания. Необходимо следить, чтобы дети не
переутомлялись. В младших группах продолжительность игры 5 – 6 мин, в средней
группе 6-8 мин, в старшей группе до 15 мин. Между повторениями пауза до 1 мин.
Длительность непрерывного бега во время игры во второй младшей группе 15 сек;
В средней 20 сек; в старшей 25 сек; в подготовительной 30 сек.
Окончание игры : следует помнить, что окончив игру должен сохраниться интерес
к игре. После игры подводится итог, отмечается кто как себя вел, как выполнялись
правила, поговорить о нарушителях если такие есть. Воспитатель должен говорить все
это в доброжелательной форме, мягко, тактично. После подвижной игры можно
организовать спокойную ходьбу или дыхательные упражнения.
Литература
1. Н. Кильпио. «80 игр для детей детского сада». Москва «Просвещение 1973год. 2. Н. Луконина, Л. Чадова «Физкультурные праздники в детском саду» Москва. Айрес – Пресс 2006год. 3. В. Хухлаева «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». 4. Б. Б. Егоров, Т. Кудрявцев «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». Линка – Пресс,Москва 2000год. 5. Яковлев, А. Гриневский «Игры для детей» Москва «Просвещение 1986год.