Наталья Анатольевна Савина
Семинар-практикум «Организация подвижных игр по формированию толерантности на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить знания у педагогов о повышении двигательной активности детей на прогулке за счет проведения подвижных игр.
Место проведения: спортивный зал
Организатор : Руководитель физического воспитания Савина Н. А.
Программа практикума :
1. Требования к организации проведения п/игр на прогулке.
2. Ознакомление с картотекой п/игр для всех возрастных групп.
Публикация «Семинар-практикум „Организация подвижных игр по формированию толерантности на прогулке“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
3. Показ подвижных игр на педагогах, анализ проведения игр.
Ход проведения семинара-практикума.
1. Значение п/игр.
Подвижная игра-одно из важных средств всестороннего развития детей. В ней осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем, а также развивают двигательные навыки и умения, развивает физические качества (быстрота, ловкость, меткость, гибкость, скоростно-силовые качества). Игра способствует выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности, содействует воспитанию волевых качеств (выдержки, смелости, решительности, умение справляться с отрицательными эмоциями). В подвижных играх ребенку предоставляется право самому решать, как действовать в той или иной ситуации, делать свой выбор для достижения цели. Игры помогают расширять и углублять свои представления об окружающем мире, решаются задачи развития речи, математики и т. д.
2. Цель игры.
Цель игры выбирается для закрепления материала, усвоенного детьми в процессе физкультурных занятий. ( например: закрепить двигательное умение-метание мешочка в вертикальную цель, развивать двигательное качество-меткость, глазомер, воспитывать нравственно-волевые качества… и могут решаться задачи из других разделов.)
3. Классификация п/игр.
Подвижные игры делятся на 2 группы:
элементарные-сюжетные, бессюжетные, игры-забавы.
сложные- футбол, городки, волейбол и т. д.
-по двигательному содержанию (доминирующее основное движение-бег, прыжки и т. д.)
-по образному содержанию:
а) сюжетные - для них характерны роли с соответсвующим для них двигательными действиями, отражают явления окружающей жизни, повадки животных и птиц, транспорта, действия людей) .Особенно популярны в младших и средних группах.
б) бессюжетные - не имеют сюжета, образов, но схожи с сюжетными наличием правил, ролей. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требует от детей самостоятельности, быстроты и ловкости. («Ловишки», «Перебежки», «Кто дальше бросит», «Школа мяча», «Кегли», «Кольцеброс»)
-по динамическим характеристикам- различают игры по степени физической нагрузки
(малой, средней и большой подвижности)
-по количеству детей - в млад. гр. -1роль («Кот и мыши») ;в стар. гр-3-4роли( «Гуси-лебеди)
-по количеству правил – в млад. гр-1-2правила; в стар. гр. -3-4
-по наличию словесного сопровождения - стихи, песни, речитатив. («По ровненькой дорожке, «Мы, веселые ребята любим бегать…»). Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений.
4. Вариативность усложнения игры.
1. Увеличить расстояние.
2. Изменить вид движений.
3. Изменить темп движений.
4. Увеличение числа ловишек.
5. Увеличение количества детей.
5. Усложнение правил.
6. Изменить размещение играющих.
7. Сменить сигнал к началу игры (словесный, звуковой, зрительный)
К составлению новых вариантов игры можно привлекать и самих детей.
Методика проведения подвижных игр.
1. Выбор игры.
-Игры подбираются в соответствии с программными задачами данного возраста.
-Учитывается время года и погодные условия.
-Место в режиме дня (динамичные в 1ю половину дня, во 2ю разные игры, но учитывать усталость и физическую нагрузку в течении дня.
- По желанию детей
-По желанию именинника.
- По желанию тех, кто отличился чем-то хорошим
2. Сбор детей на игру.
-Сделать разметку на игровой площадке, подготовить пособия и оборудование.
-Сбор на игру 1-2мин.
Старший возраст:
- зазывалочки («Раз, два, три, играть скорей беги!»)
-загадывание загадки
-показ яркой картинки
- слово, удар в бубен, колокольчик, взмах флажком, свисток.
-поручить отдельным детям собрать остальных, пока вращается юла
или звучит музыка
-«Играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой
Младший возраст:
- пение песни, рассказывание стихотворения, демонстративно сопровождая движение «Мой веселый звонкий мяч…»
-позвонить в колокольчик
-собрать детей с помощью показа яркой игрушки.
-одеть маску-шапочку
3. Объяснение игры.
-Должно быть кратким понятным, интересным и эмоциональным.
-В млад. гр педагог размещает детей по кругу. Объяснение делается в ходе самой игры.
Сам педагог размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать, сопровождается показом («как прыгает зайчик, «выезжает автомобиль»). Разучивать текст специально не надо, дети его выучат в ходе игры. Педагог на себя берет исполнение главной роли, а потом когда малыши освоятся с игрой, поручает эту роль самим детям.
В стар. гр. дети размещаются в шеренгу, полукругом, стайкой. Последовательность объяснения: название игры, содержание, подчеркнуть правила, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих, начать игровые действия.
Если игра сложная - не нужно давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала разъяснить самое главное, а потом в процессе игры, дополнить основной рассказ конкретными деталями. При повторном проведении правила уточняются.
Если игра знакомая- можно привлекать самих детей к объяснению или вспомнить отдельные важные моменты.
4. Распределение ролей
-считалкой (они предупреждают конфликты)
-при помощи всевозможных вертушек (юла, кегля)
--по желанию
-по выбору именинника
5. Руководство в ходе игры.
В целом, контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Всей игровой деятельностью руководит педагог. Он дает команды, сигнал к началу игры, указания в ходе игры, оценивает действия и поведение детей, поощряет удачное исполнение, подсказывает, как целесообразно выполнить движение, делает замечания в доброжелательной форме, регулирует физическую нагрузку.
Игры большой подвижности повторяются 2-4раза, более спокойные 3-5раз. Общая продолжительность игры в млад. гр-5-7мин., в стар. гр-до 15мин.
6. Окончание игры, подведение итогов.
Подведение итогов игры должно проходить в интересной форме, чтобы вызвать желание
в следующий раз добиться еще лучших результатов.
В млад. гр. педагог заканчивает игру предложением перейти к каким либо другим видам деятельности более спокойного характера.
В стар. гр. подводится итог : отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявил ловкость, быстроту, смекалку, соблюдал правила, выручал товарищей, называет тех, кто нарушал правила, анализирует, как удалось достичь успеха. К обсуждению можно привлекать детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.
Когда педагог хорошо знает схему организации и методику проведения п/игры, соблюдает ее, использует интересный речевой материал, то тогда у детей появляется интерес к п/играм, потребность в них. Формируются навыки самоорганизации, ответственности и дисциплины.