МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Организация педагогического процесса в поликультурном детском саду»

Мениря Хайрова
Консультация для воспитателей «Организация педагогического процесса в поликультурном детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время перед педагогами, работающими в современном мегаполисе, стоит задача создания благоприятных условий для полноценного развития детей, независимо от их расовой, этнической, культурной и социально классовой принадлежности. В условиях поликультурного образовательного пространства чрезвычайно актуально развитие у детей толерантности, предполагающей уважение к точке зрения другого, доброжелательное отношение и интерес к другой культуре и вместе с тем нахождение цивилизованных способов выражения своего несогласия, нахождения компромиссов. Необходима разработка модели функционирования ДОУ, основанная на принципах поликультурной педагогики и обеспечивающая полноценное развитие дошкольников с учетом их культурной самобытности, создающая условия для комфортного пребывания каждого ребенка в мультикультурном социуме.

Публикация «Консультация для воспитателей „Организация педагогического процесса в поликультурном детском саду“» размещена в разделах

Язык – основной элемент культуры. Он исключительно важен для развития ребенка. (2,с. 100).Знания о культуре других народов являются основой воспитания интереса и доброжелательного отношения к другим национальностям. Знание традиций, обычаев, понятий и идеалов, которые выработало человечество за сотни лет, наравне с социально-экономическими условиями формирует общественное сознание, взгляды, убеждения.

Дети обретают свою культурную идентичность постепенно: первый опыт ребенок получает в семье, затем на него оказывают воздействие окрестное окружение, детский сад, школа, средства массовой информации.

Маленькие дети часто не имеют четких критериев определения принадлежности человека к той или иной этнической группе и нуждаются в помощи для осознания собственной этнической и культурной принадлежности.

В нашем детском саду, как практически во всех ДОУ Республики Мордовии, разнонациональный состав воспитанников. На проблему работы с полинациональным детским коллективом есть разные точки зрения, часто диаметрально противоположные. Так, одни считают, что не нужно акцентировать внимание на национальной принадлежности человека не только в отношениях между взрослыми, но и в большей степени среди детей.

Не отрицая важности воспитания у детей внутренней свободы и доброжелательности по отношению ко всему окружающему миру, другая точка зрения предполагает воспитание с ранних лет чувства национального самосознания, приравнивая его к таким чувствам, как любовь к своей семье, интерес к истории своего рода.

Осознание ребенком себя как части определенной национальности со своими традициями, героями, искусством позволяет ему глубже почувствовать личную значимость, расширяет границы его самосознания.

Поэтому, основными задачами обучения являются:

-поощрение детской любознательности и эмпатическое узнавание культурного многообразия;

-помощь детям в критической оценке несправедливых слов и действий в отношении людей иной этнической и культурной принадлежности;

-формирование у детей знаний родной культуры и воспитание у них гордости за свою культурную принадлежность.

Культурная идентификация детей формируется во взаимосвязи с образом жизни их семей. Знания о культуре других народов также должны строиться на осознании ребенком семейных традиций.

Вряд ли в ближайшее время влияние семьи обеспечит в массовом порядке приобщение детей к истокам национальной культуры. Поэтому содержание обучения должно предполагать:

1. Знакомство с повседневной жизнью, стилем общения, профессиональной деятельностью и домашними занятиями членов семей каждого ребенка, а также традиционной для разных семей пищей и праздниками;

2. Изучение способов эмоционального реагирования, потребностей и видов деятельности, общих для всех людей (смех и плач, питание и сон, работа по дому и вне его);

3. Расширение представлений детей об истоках культурно - этнического многообразия России, об истории заселения Мордовии и ее окрестностей;

4. Знакомство с произведениями искусства, предметами быта и фольклором народов России и в частности Мордовии.

В образовательном учреждении следует создать богатую языковую среду, наполнить ее словами письменной и устной речи, и не только русской.

Начать можно с родного языка тех детей, которые посещают детский сад, а затем перейти к другим языкам. Педагогу вовсе не обязательно владеть всеми языками: можно использовать словари, газеты, прибегнуть к помощи родителей или друзей. Можно сделать специальные альбомы на темы: «Как мы говорим», «Национальные блюда», «Одежда и быт» и другие. Наклеить картинки с наиболее распространенными и употребляемыми словами и использовать эти альбомы во время бесед с детьми.

В нашем дошкольном учреждении успешно функционирует мини - музей «Мордовская изба». Здесь мы знакомим детей с культурой мордвы, ее обычаями, блюдами и утварью. Постепенно расширяем знания и воспитываем интерес к родному краю.

Ребенок с детства должен впитывать не только культуру своего народа, но и проникаться уважением к самобытной культуре других народов, с представителями которых он общается в быту, в детском саду, в школе. (1. с. 19)

Различия языков, традиций и культуры в целом помогают обогатить социальный опыт дошкольников, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем. Продуманность подбора методического материала, совместные игры детей, знакомство с традициями и обычаями разных народов станут основой комфортного, полноценного развития личности дошкольника в условиях многонационального пространства.

Библиографический список

1. Преемственность в системе «Детский сад – семья - начальная школа аспект этнокультурного образования дошкольников. Сборник научных трудов. Саранск, 2005.

2. Работа с родителями в ДОУ. (этнопедагогический подход) О. И. Давыдова., Л. Г. Богославец., А. А. Майер. Творческий центр, Москва, 2005.

Публикации по теме:

Организация дидактических игр в детском саду Второй этап - обучению правилам взаимодействий в игре, в которой участвуют двое детей. Дошкольники должны договариваться, кто начнет игру.

Информационная карта собственного педагогического опыта «Театральная деятельность в детском саду» «Театрализованная деятельность в детском саду» Сущность характеристики опыта. 1. Актуальность и перспективность опыта: Существует проблема,.

Изучение педагогического потенциала в детском саду Уважаемые коллеги! Сегодняшний материал будет посвящен изучению педагогического потенциала в ДОУ (словосочетание «Педагогические кадры»,.

Конкурс «Организация детского питания в детском саду»Конкурс «Организация детского питания в детском саду» В нашем детском саду проходил конкурс "Об организации правильного питания детей", в котором наша группа заняла первое место. Все мы прекрасно.

Конкурс «Организация питания в детском саду»Конкурс «Организация питания в детском саду» Важно помнить,что успех простого обеда или праздничного ужина во многом зависит от умения красиво и правильно оформить стол,создать максимальные.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду Цель: Способствовать сохранению, укреплению здоровья детей с помощью комплекса оздоровительных мероприятий. Задачи: 1. Развитие физического.

Организация проектной деятельности в детском садуОрганизация проектной деятельности в детском саду Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод.

Организация проектной деятельности в детском саду Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные.

Организация здорового питания в детском саду.Организация здорового питания в детском саду. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы,.

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к детскому саду «Вот я пришел…» Пояснительная записка Данная работа имеет своей целью изучить и обобщить теоретический материал по проблеме адаптации детей раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Организация педагогического процесса в поликультурном детском саду»
Опубликовано: 23 сентября 2015 в 10:36
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Организация педагогического процесса в поликультурном детском саду»» (включая файлы) размещена пользователем Мениря Хайрова (УИ 356096) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД