Мениря Хайрова
Консультация для воспитателей «Организация педагогического процесса в поликультурном детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время перед педагогами, работающими в современном мегаполисе, стоит задача создания благоприятных условий для полноценного развития детей, независимо от их расовой, этнической, культурной и социально классовой принадлежности. В условиях поликультурного образовательного пространства чрезвычайно актуально развитие у детей толерантности, предполагающей уважение к точке зрения другого, доброжелательное отношение и интерес к другой культуре и вместе с тем нахождение цивилизованных способов выражения своего несогласия, нахождения компромиссов. Необходима разработка модели функционирования ДОУ, основанная на принципах поликультурной педагогики и обеспечивающая полноценное развитие дошкольников с учетом их культурной самобытности, создающая условия для комфортного пребывания каждого ребенка в мультикультурном социуме.
Публикация «Консультация для воспитателей „Организация педагогического процесса в поликультурном детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Язык – основной элемент культуры. Он исключительно важен для развития ребенка. (2,с. 100).Знания о культуре других народов являются основой воспитания интереса и доброжелательного отношения к другим национальностям. Знание традиций, обычаев, понятий и идеалов, которые выработало человечество за сотни лет, наравне с социально-экономическими условиями формирует общественное сознание, взгляды, убеждения.
Дети обретают свою культурную идентичность постепенно: первый опыт ребенок получает в семье, затем на него оказывают воздействие окрестное окружение, детский сад, школа, средства массовой информации.
Маленькие дети часто не имеют четких критериев определения принадлежности человека к той или иной этнической группе и нуждаются в помощи для осознания собственной этнической и культурной принадлежности.
В нашем детском саду, как практически во всех ДОУ Республики Мордовии, разнонациональный состав воспитанников. На проблему работы с полинациональным детским коллективом есть разные точки зрения, часто диаметрально противоположные. Так, одни считают, что не нужно акцентировать внимание на национальной принадлежности человека не только в отношениях между взрослыми, но и в большей степени среди детей.
Не отрицая важности воспитания у детей внутренней свободы и доброжелательности по отношению ко всему окружающему миру, другая точка зрения предполагает воспитание с ранних лет чувства национального самосознания, приравнивая его к таким чувствам, как любовь к своей семье, интерес к истории своего рода.
Осознание ребенком себя как части определенной национальности со своими традициями, героями, искусством позволяет ему глубже почувствовать личную значимость, расширяет границы его самосознания.
Поэтому, основными задачами обучения являются:
-поощрение детской любознательности и эмпатическое узнавание культурного многообразия;
-помощь детям в критической оценке несправедливых слов и действий в отношении людей иной этнической и культурной принадлежности;
-формирование у детей знаний родной культуры и воспитание у них гордости за свою культурную принадлежность.
Культурная идентификация детей формируется во взаимосвязи с образом жизни их семей. Знания о культуре других народов также должны строиться на осознании ребенком семейных традиций.
Вряд ли в ближайшее время влияние семьи обеспечит в массовом порядке приобщение детей к истокам национальной культуры. Поэтому содержание обучения должно предполагать:
1. Знакомство с повседневной жизнью, стилем общения, профессиональной деятельностью и домашними занятиями членов семей каждого ребенка, а также традиционной для разных семей пищей и праздниками;
2. Изучение способов эмоционального реагирования, потребностей и видов деятельности, общих для всех людей (смех и плач, питание и сон, работа по дому и вне его);
3. Расширение представлений детей об истоках культурно - этнического многообразия России, об истории заселения Мордовии и ее окрестностей;
4. Знакомство с произведениями искусства, предметами быта и фольклором народов России и в частности Мордовии.
В образовательном учреждении следует создать богатую языковую среду, наполнить ее словами письменной и устной речи, и не только русской.
Начать можно с родного языка тех детей, которые посещают детский сад, а затем перейти к другим языкам. Педагогу вовсе не обязательно владеть всеми языками: можно использовать словари, газеты, прибегнуть к помощи родителей или друзей. Можно сделать специальные альбомы на темы: «Как мы говорим», «Национальные блюда», «Одежда и быт» и другие. Наклеить картинки с наиболее распространенными и употребляемыми словами и использовать эти альбомы во время бесед с детьми.
В нашем дошкольном учреждении успешно функционирует мини - музей «Мордовская изба». Здесь мы знакомим детей с культурой мордвы, ее обычаями, блюдами и утварью. Постепенно расширяем знания и воспитываем интерес к родному краю.
Ребенок с детства должен впитывать не только культуру своего народа, но и проникаться уважением к самобытной культуре других народов, с представителями которых он общается в быту, в детском саду, в школе. (1. с. 19)
Различия языков, традиций и культуры в целом помогают обогатить социальный опыт дошкольников, подготовить их к встрече с другими культурами в будущем. Продуманность подбора методического материала, совместные игры детей, знакомство с традициями и обычаями разных народов станут основой комфортного, полноценного развития личности дошкольника в условиях многонационального пространства.
Библиографический список
1. Преемственность в системе «Детский сад – семья - начальная школа:» аспект этнокультурного образования дошкольников. Сборник научных трудов. Саранск, 2005.
2. Работа с родителями в ДОУ. (этнопедагогический подход) О. И. Давыдова., Л. Г. Богославец., А. А. Майер. Творческий центр, Москва, 2005.