Ирина Кузнецова
Семинар-практикум для родителей «Занимательные игры с блоками Дьенеша для детей дошкольного возраста»
Тема: «Занимательные игры с блоками Дьенеша для детей дошкольного возраста»
Форма: Семинар-практикум
Цель: познакомить родителей с «Логическими блоками Дьенеша», использованием их, как универсального, игрового материала в работе с детьми дошкольного и возраста.
Задачи:
• способствовать повышению педагогической грамотности родителей;
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Занимательные игры с блоками Дьенеша для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• способствовать формированию у родителей необходимых знаний об универсальном пособии – Блоки Дьенеша;
• способствовать формированию у родителей представления о разнообразии дидактических игр с Блоками Дьенеша и их значении для развития математических способностей у ребенка;
• способствовать формированию у родителей интереса к совместным играм с ребёнком;
• способствовать созданию эмоционально-положительного настроя на совместную работу, условий для доверительных отношений между педагогами и родителями.
Материалы и оборудование:
Наборы блоков Дьенеша по количеству участников, картинки- схемы рисунков из блоков Дьенеша, карточки-коды, схемы домиков, обручи.
Ход мероприятия:
Вступительная часть. (теоретическая)
Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарны вам за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.
И сегодня мы хотим познакомить вас с «Логическими блоками Дьенеша», их разработал венгерский психолог и математик Золтан Пал Дьенеш.
Что же это такое?
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) четырех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Использование в играх с детьми логических блоков позволяет развивать мышление, память, внимание, воображение.
В первую очередь дети знакомятся с эталонами форм, цветом, размером, толщиной объектов. У детей развиваются пространственные представления, знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач. Развиваются творческие способности, воображения, фантазия, способность к моделированию и конструированию.
Работу с "блоками Дьенеша" мы начали ещё во второй младшей группе и постепенно усложняем в соответствии с возрастными особенностями детей, используя их как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами важная ступенька. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Логические кубики, как и карточки - символы помогают придумывать с детьми разнообразные игры, которые в свою очередь полезны для овладения действиями - замещения и наглядного моделирования.
Воспитатель: А в какие развивающие игры вы используете дома для игр с детьми?
(ответы родителей)
Основная часть.
Воспитатель: Попробуйте и вы поиграть, выберите страничку и выложите блоки по схеме (предлагаем картинки-схемы с изображением каких - либо построек из блоков Дьенеша)
Воспитатель: Далее задания на логику: расставить перед ребенком несколько фигур и попросить определить лишнюю. Например среди красных фигур поместить одну синюю, или среди треугольников поместить квадрат, и т. д.
Воспитатель: Совместно с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков : цвет, форма, толщина, размер. Карточки лежат перед вами, можете рассмотреть их и попробовать определить, что обозначает каждая из них.
Воспитатель: К пяти годам мы уже начинаем изучать отрицание, например, ребенку нужно решить такое задание, как показать – не круг и не квадрат, не синюю и не толстую фигуру, не круглую и не красную и т. п. Попробуйте и вы. (пробуем)
Также начинаем давать задания с усложнением. Например, спрячьте одну фигуру, а ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он может задавать наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». К примеру, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. – Она красная? Нет. Значит желтая. Далее вопросы: эта фигура толстая? Прямоугольная, и т. д.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам закрепить на практике все то, о чем я рассказала, давайте вместе поиграем. Конечно для вас я приготовила задания посложнее, да и мы скоро переходим в старшую группу и уже сможем решать более сложные задания.
Итак, задание № 1: Составьте из логических блоков Дьенеша плоскостные изображения предметов: цветок, машину, дом, башню.
Задание № 2: Возьмите по два кольца, и все синие фигуры положите в левое кольцо, а все треугольники в правое. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму (выполняют). Проблема возникнет, когда мы берем синий треугольник, куда его положить? Конечно, фигура принадлежит обоим множествам, поэтому кольца нужно расположить так, чтобы они пересекались, а синий треугольник положить в поле, где они пересекаются. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.
Задание № 3: Я показываю вам карточку со схемами, а вы должны определить и показать, какая фигура здесь зашифрована ( на карточке: красная клякса, круг, большой домик и фигура с изображением толстого человечка). Правильно, здесь зашифрован красный толстый большой круг (так родители угадывают 2-3 фигуры).
Задание № 4: Засели фигуры в свои домики (перед родителями лежат карточки с изображением двух-трехэтажного трехподъездного дома со схемами). Вам нужно определить, какая фигура живет на первом этаже первого подъезда, определяем по такому же принципу как и в таблице умножения. Т. е. если напротив первого этажа изображен большой домик, а под подъездом синяя клякса, а под крышей изображен квадрат, значит мы сюда заселяем большой синий квадрат, и т. д. Попробуйте сами.
Заключение.
Воспитатель: А теперь давайте закрепим немножко в памяти и уточним, какие игры или задания вам понравились / запомнились больше всего, какие показались наиболее трудными, или наоборот – легкими. Для этого передавайте друг другу блок и рассказывайте о своих впечатлениях (рефлексия).
Ну что, уважаемые родители, наш мастер-класс подошел к концу. Вы сегодня вы познакомились с игровым материалом "Логические блоки Дьенеша", и мы надеемся на то, что новые знания пригодится вам в дальнейшем для занимательных и полезных игр с вашими детьми и для успешного обучении их в школе. Спасибо за внимание!