Людмила Изотова
Семинар-практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого»
▼ Скачать + Заказать документы
«Семинар – практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста «Здоровый образ жизни — это личный успех каждого».
Выполнил:
воспитатель муниципального
бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада №83
«Жемчужина»
города Нижневартовска
Изотова Л. Г.
Пояснительная записка
Публикация «Семинар-практикум для родителей с детьми старшего дошкольного возраста „Здоровый образ жизни — это личный успех каждого“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В данной работе описаны игры на развитие навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста, которые можно использовать для занятий с детьми, как в детском саду, так и дома.
В работе затронута проблема воспитания компетентного родителя области здорового образа жизни, так как пример родителей – самый важный фактор успешного воспитания детей. Вниманию родителей предлагаются игры, атрибуты для которых легко можно сделать из подручных материалов.
Семинар дает возможность родителям вместе с детьми быть активными участниками увлекательного путешествия в страну здоровья, игр, направленных на привитие навыков ЗОЖ, а также ознакомить с инновационной технологией БОС – здоровье. Семинар – практикум рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и родителей (законных представителей).
Основная часть
Актуальность темы работы обусловлена тем, что к моменту поступления в школу 20% детей имеют с нарушения психического здоровья пограничного характера.
60-70% детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера
по окончании 1-го класса. Один ребенок из 5 функционально готов к обучению в школе. Это вдвое меньше, чем в 80-е годы, и втрое, чем в 70-е годы.
Так как одной из основных задач Программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы», является задача сохранения и укрепления здоровья дошкольников, привития им навыков здорового образа жизни. Внедрение в совместную деятельность здоровьесберегающих технологий, помогает всестороннему раскрытию личности дошкольника, формированию у него компетенций, необходимых для успешной социализации.
При профилактике и коррекции психосоматических заболеваний причинами, которых являются отрицательные эмоциональные стрессы - тревога, депрессия, страх, гнев, агрессия, нарушениях социальной адаптации и другие стрессовые воздействия при чрезвычайных стрессовых ситуациях самой эффективной является технология биоуправления (БОС).
Новизна данной педагогической работы состоит в разработанной технологии, направленной на привитие навыков ЗОЖ, развитие, сохранение и укрепление здоровья детей. Эти занятия свободно вписываются в схему организации учебно-воспитательного процесса и оздоровительной работы образовательного учреждения.
Цель семинара : 1. Использование активных форм повышения педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания потребности в здоровом образе жизни.
2. Знакомство с играми и упражнениями, направленными на привитие навыков ЗОЖ, формирование дыхания по методу БОС (биологической обратной связи, которые могут использоваться в домашних условиях.
Задачи:
1. Совершенствование профессиональной компетенции педагога в области формирования основ ЗОЖ.
2. Предоставление практических рекомендаций по использованию игр и упражнений на развитие дыхания по методу БОС.
3. Вызвать у детей и родителей позитивное настроение.
4. Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;
5. Установить тесную связь воспитателей и родителей в формировании навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Предварительная работа:
• Проведение анкетирования «Инновационные здоровьесберегающие технологии»
• Создание презентации.
• Подбор пособий, игр, литературы по теме.
• Оформление наглядного материала, практических рекомендаций для родителей.
• Подбор музыкального сопровождения.
• Высказывания великих людей о здоровье.
Оборудование: мультимидийная установка. Столы, стулья мольберт.
Материал: Карандаши, баночки из под йогурта, перышки, мыльные пузыри, мелкие игрушки зверей.
«Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». (Демокрит).
У каждого ребенка есть свои недостатки, а также недостатки родителей. Е. Тарасов
Все здоровые люди любят жизнь.
Генрих Гейне.
Счастье есть продукт здоровья, а потому каждый человек должен стараться, чтобы физические расстройства были не более как исключительными явлениями.
Смайлс С.
«Здоровое тело — продукт здорового рассудка». Б. Шоу.
Вступительное слово. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни и благополучия человека, основой для самореализации и самовыражения личности. На фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом – нравственное и социальное. Проблема укрепления детского здоровья возникла в результате взаимодействия огромного количества факторов риска, порождённых неблагоприятными биологическими, экологическими, социальными и экономическими условиями. Актуальность проблемы здоровьесбережения в современных условиях связана также с психическими перегрузками, с тем, что не учитываются психофизические особенности развития дошкольника.
Известно, что объективными факторами, влияющими на здоровье детей, являются следующие: организация учебно-воспитательного процесса, соблюдение санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения, психологическое обеспечение учебного процесса, организация режима учебного дня, двигательная активность, требования к организации медицинского обслуживания и питания. Кроме них существует ряд субъективных факторов. Главный из них – низкий уровень сформированности культуры здоровья. Осознание необходимости заботы о собственном здоровье не стало убеждением большинства людей. Результат анкетирования показал, что большинство родителей поверхностно владеют информацией о мероприятиях, проводимых в детском саду по ЗОЖ. Не владеют информацией о новейших разработках в области охраны здоровья детей. Родители мало уделяют внимания совместным играм. Таким образом, пришли к выводу о целесообразности проведения семинара - практикума на данную тему.
Повестка семинара – практикума
1. Путешествие в страну «Здоровейка». знакомство с технологией «Бос – здоровье» - как модель здоровьесбережения в дошкольном учреждении». Презентация. Руководитель: Изотова Л. Г.
2. Практическая часть; (игры на развитие дыхания по методу Сметанкина А. А. биологической обратной связи).
3. Видеофильм «В детском садике своем мы здоровыми растем»
(привитие навыков ЗОЖ в группе).
Уважаемые родители!
Мы все хотим сделать своих детей умными, послушными, активными, самостоятельными, осознающими свою роль в жизни. А это не возможно без здоровья. Поэтому необходимо совместно формировать привычку быть здоровыми. Сегодня я хочу познакомить вас с новыми технологиями здорового образа жизни и пригласить в увлекательный мир здоровья.
Слайд 1 – 2 с собой возьмем хорошее настроение и желание научиться быть здоровыми.
Слайд 3- давайте рассмотрим карту человеческого тела. Она показана в виде города. Определите, где человек болен, а где здоров? Почему вы так решили?
Слайд 4 – Скажите, а что мешает человеку быть здоровым? (плохое настроение, лень, Скука и т. д…
Слайд 5 - Какой выберем путь? В страну здоровья, или в страну болезни?
- в страну здоровья.
Слайд 6 – Вот мы в стране здоровья. Скажите, как себя чувствуют люди в этой стране?
– они здоровы, счастливы, веселы, они любят этот мир.
Слайд 7 – состояние человека напрямую связано с работой сердца и дыхания
Слайд 8 – что же помогает человеку всегда оставаться здоровым?
Прогулки на свежем воздухе, правильное питание, соблюдение режима дня, занятия спортом, закаливание.
Слайд 9 – давайте рассмотрим дыхательную систему человека. Бронхи, легкие, трахея, сердце, диафрагма.
Слайд 10- Сметанкин А. А. ученый - физиолог, изобрел систему дыхания по методу БОС (биологическая обратная связь).
Давайте рассмотрим эту систему.
Слайд 11 – 12 - еще это дыхание называют дыхание животом. Вдох короткий через нос живот надувается, выдох длинный через рот тонкой струёй.
Слайд 14 – работа сердца связана с дыханием, поэтому если сердце спокойно, то и дыхание будет ровным. А если человек испытывает стресс, перенапряжение, или болен, то и сердце испытывает дискомфорт.
Слайд 15 – поэтому сердце работает в ритме с дыханием.
Слайд 16 – 17 рассмотрим пользу правильного дыхания: здоровый сон, повышение успеваемости, улучшение внешнего вида, укрепление здоровья.
Слайд 18 – правильное дыхание необходимо всем!
Практическая часть. Давайте поиграем в парах. Взрослый – ребенок.
1. "Забей гол Дракоше"
Цель: развитие непрерывного выдоха.
Оборудование: легкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое, игрушка дракона.
Ход игры: Сегодня мы с тобой будем футболистами и тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше.
Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом взрослый своей рукой может передвигать дракона тем самым создавая трудность в забивании гола.
Внимание! Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.
2. "Кто загонит мяч в ворота «игры в парах»
Цель: развитие сильного плавного выдоха.
Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.
Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь.
3."Самый быстрый карандаш"
Цель: развитие длинного и плавного выдоха.
Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: перед ребенком, сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.
4. "Бабочки порхают"
Цель: развитие длительного плавного выдоха.
Оборудование: коробка из под обуви оформленная в виде летней полянки, бумажные бабочки привязанные на нити.
Ход игры: - наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите в небе запорхали бабочки. Покажи, как?
5. "Фокус"
Цель: развитие сильного целенаправленного выдоха.
Оборудование: маленький кусочек ваты.
Ход игры: Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным нам с тобой надо потренироваться.
Открываем ротик. Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх.
Ведущий. Вы сегодня сами убедились насколько просты представленные игры и какую пользу они приносят здоровью ребенка.
А теперь хотим представить вам видео фильм «Мы здоровыми растем». Этот фильм расскажет о мероприятиях, проводимых педагогами с детьми по здоровому образу жизни в детском саду.
Показ фильма.
Уважаемые родители мы благодарим вас за внимание и надеемся на взаимное сотрудничество. Спасибо.
Заключение.
Развитие навыков здорового образа жизни у детей, формирование дыхания по методу Сметанкина - способствует выработки ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни в целом, активизирует внутренние резервы организма, повышает его общую сопротивляемость, что позволяет быстрее адоптироваться ребенку к школьной жизни, снизить уровень заболеваемости острыми респираторными заболеваниями.
Раздача памяток.
Список источников:
1. Сметанкин А. А., Сметанкина С. И., Тихомиров П. Н. и др. «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях» Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления. СПб. : Изд-во НИИХ СПбГУ, 2003.-23 с.
2. Развитие речевого дыхания 3 -7 лет.
Гуськова Алевтина Александровна Редактор:
Цветкова Татьяна Владиславовна Издательство: Сфера, 2011 г.
3. Самоукина Н. В. Игры, в которые играют… : Психологический практикум. –
Дубна: Феникс, 1996. -140 с.