Ольга Всеволодовна Прокопьева
Семинар-практикум для родителей по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дорогие, родители!
Я приглашаю вас к разговору. Кстати, что такое разговор? Собеседник издает звуки разной силы, а мы слушаем эти звуковые колебания воздуха. Ну не чудо ли это? Однако, наши дети, обучаясь говорить, никогда не складывают слова из отдельных звуков, а привыкают выделять из живого потока речи СЛОВО. А само представление о звуке и звучащем слоге рождается только в процессе обучения чтению и письму. Но мы с вами должны научить детей четко и правильно произносить звуки родного языка, слышать и выделять в слове. Мы хотим, чтобы речь ребенка была чистой, эмоциональной, богатой. Для этого я вам предлагаю литературу. На нашем столе вы видите книги: «Путешествие в страну звуков» Г. Н. Градусова, «Речь и общение» О. А. Белобрыкина, «Умные слова» Е. Синицына, «Вот что с буквами бывает, если буквы оживают» М. Б. Успенский, «Сочини сказку» Л. Е. Тумина и др. В этих книгах летучие звуки мгновенно превращаются в веселых и забавных человечков – звучков, которые живут в красивом городе Звукоречье, ходят друг к другу в гости, забавляются, играют.
Публикация «Семинар-практикум для родителей по развитию речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Игра – это особая форма обучения, сотрудничества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень.
А сейчас представьте себя детьми, а я вам предлагаю поиграть:
1. «Познакомимся с буквой и звуком «А»»
Звучок А захотел построить домик. Давайте ему поможем (рисуем – пишем букву А). Около дома росли красивые Астры и деревья с Абрикосами (подрисовываем то, что придумали на этот звук). Звучок А пригласил в гости Артемкина. Он играл на Арфе. Потом звучок А принес Альбом и все стали рассматривать фотографии. Было так хорошо и весело, что все дружно стали напевать мелодию со звуком А (песенка «В лесу родилась елочка»). (А-а-а-а).
А на прощанье звучок подарил нам свой портрет - букву «А». Давайте еще раз ее напишем и красиво украсим. А еще ее можно выложить из камешков или палочек. Вот мы с ней и подружились.
2. «Буква заблудилась»
Если вы услышите в стихах ошибку, громко хлопайте в ладоши и исправляйте ее. Узнайте, какой звук встал не на свое место.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
Начали твориться…
Сели в лоЖку и айда! (Д)
По реке туда – сюда!
Жучка БуДку не доела! (Л)
Не охота! Надоело!
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно Врачей! (Г)
На виду у детворы
Красят крыСу маляры! (Ш)
Маша с Бочками пошла (Д)
По дороге вдоль села.
3. «Добавление букв»
С помощью приема можно изменять имена: Оля – Коля – Толя и т. д.
Ушки
Маленькие ушки
Превратились в … Сушки.
А потом и в … Пушки.
Наконец и в … Мушки.
Как же слово «Ушки»
Превратилось в «Сушки»?
«Пушки»? «Мушки?»
Арсенал речевых игр огромен. Их можно придумать и самостоятельно. Только так, чтобы ребенку было интересно и комфортно.
И еще одна форма работы с детьми по развитию речи и воображения. Это сочинение или переделывание сказок.
Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребенок утверждает свои способности, познает себя, переживает первое чувство гордости от того, что он что-то создает. «Сказка одна из самых доступных форм для детей дошкольного возраста».
Для развития воображения используем элемент ТРИЗа, т. е. при рассказе небольших сказок, используем набор предметов – заместителей: кружок – Репка, треугольник – внучка, квадрат – дед и т. д.
Также предлагаю игры:
1. «Из какой сказки герой?» (перепутаны герои сказок)
2. «Собери пазлы по сказкам»
3. «Дорисуй чего не хватает» (Емеле – печь, бабе Яге – ступу и метлу, избушке – курьи ножки и т. д.)
А сейчас я вам, дорогие родители, предлагаю игру «В гостях у сказки».
Разделимся на две команды и за правильный ответ получаем фишки. Чья команда наберет больше фишек, та получает приз.
1. Назовите сказочные виды транспорта (ковер – самолет, печь, сапоги – скороходы и т. д.).
2. Назовите начало и концовки сказок.
3. Назовите сказки на звук «К» («Колобок», «Кот в сапогах» и т. д.).
4. Перечислите сказки Г. Х. Андерсена.
Еще одна игра «Хорошо – плохо».
1. Команда называет хорошие признаки.
2. Команда называет плохие признаки.
Пример: дождь – хорошо – поливает, освежает…
плохо – грязь, холодно, мокро и т. д.
В детском саду уже не один год работает кружок «Звукоречье». Результатом работы является создание книги «Что за прелесть эти сказки». Это совместная творческая работа родителей, детей и педагогов.
И вот мы с ребятами решили сделать постановку сказок, сочиненных нашими силами. Это сказки по мотивам «Колобок», «Морозко». Мы сочиняли, переделывали, рисовали, готовили роли. В итоге для детей средних групп была показана сказка. Малыши – зрители и наши артисты получили большой заряд доброты и хорошее настроение.
А вам предлагаем посмотреть отрывок постановки по сказке «Морозко».
Спасибо вам за внимание!