Татьяна Шерстнева
Семинар-практикум для родителей «Все мы родом из детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для родителей
«Все мы родом из детства»
Цель: дать представления родителям об особенностях речевого развития детей 4 – 5 лет; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс.
Оборудование: проектор (презентационные слайды, мольберт с магнитной доской, «Цветик – семицветик» (на лепестках речевые игры и упражнения, буквы (М, О, Л, О, Д, Ц, Ы, мяч.
Ход:
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Все мы родом из детства“» размещена в разделах
Добрый вечер! Мы рады встрече с Вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Давайте познакомимся. В этом нам помогут «Игры – энергизаторы»
1. «СНЕЖНЫЙ КОМ» (на знакомство)
Логопед (первый в круге) называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое) и т. д.
2. «ПОЖАРНАЯ МАШИНА» (на объединение родителей)
Логопед быстро задает вопросы, родители хором отвечают на вопросы:
1. Какого цвета пожарная машина?
2. Какого цвета огурец?
3. Какого цвета зимой заяц?
4. Какого цвета холодильник?
5. Что пьет корова?
Логопед: Мы все думаем одинаково и готовы начать работу.
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну из важных проблем – развитие речи детей среднего дошкольного возраста. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
(краткая информация на слайдах с более подробным комментарием логопеда).
Каковы же особенности развития речи детей 5 – го года жизни?
Заметно увеличивается активный словарь детей (количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет около 3000)
Характерна неустойчивость произношения, которая заключается в том, что ребенок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом – неправильно; типична и обратная замена звуков («шапка» – «сапка», «жук» – «зук» и т. д)
У многих детей наблюдается несовершенное произношение звуков /р/ и /л/
Дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными («красный шар», «красная шапка»); начинают активно использовать в речи предлоги (в, над, под, между, около).
Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам, игрушкам.
«Такой непослушный язычок…»
• Отчетливо произносить все звуки - невероятно сложная задача.
• Ведь только языком (его кончиком, спинкой, боковыми краями, корнем) мы совершаем больше тридцати движений, которые дают различные акустические эффекты. Не так-то просто ребенку справиться с такой задачей.
• В норме формирование звуков заканчивается у детей к 5 годам, однако не все дошкольники в состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, задача взрослых – помочь ребенку справиться с этой проблемой.
Мы правильно произносим различные звуки, благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.
Артикуляционная гимнастика – специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.
Привлечь внимание детей легко, а вот удержать намного сложнее.
Игра в парах «Шаг навстречу» (рядом сидящие родители)
Я покажу Вам некоторые упражнения, с помощью которых можно весело и без принуждения выполнять гимнастику для язычка. А для этого, вам самим необходимо знать и уметь, как правильно напрягать или расслаблять язычок, удерживать его в заданном положении. Проводится артикуляционная гимнастика «Веселый зоопарк»
Когда ребенку нужен невролог?
(практические рекомендации)
• Если Вас что – то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за помощью к специалистам.
• Если у ребенка уже отмечено речевое отставание, его нужно прежде всего показать неврологу, чтобы понять причину нарушения речи.
• В случае, когда речевое недоразвитие обусловлено проблемами со здоровьем, усилия педагога увенчаются успехом, только если ребенок будет получать необходимое ему лечение.
Знаете ли Вы?
• У родителей сегодня меньше времени для своих детей. В среднем, у мамы остается около 12 минут в день, чтобы действительно поговорить со своим ребенком. И как следствие – растущее число детей, «осчастливленных» собственной аппаратурой.
• Особенно внушает опасение тот факт, что маленькие дети смотрят телевизор в среднем 1 – 2 часа в день, а некоторые от 5 до 6 часов в день.
• Выход: Хорошая семейная книга для совместных занятий с ребенком.
• Не жалейте времени на общение, Ваши труды не пропадут даром.
• Если случай сложный, то Вы должны будете быть готовы к тому, что процесс предстоит долгий, и Ваше участие в нем принципиальное. Конечно, есть такие чудесные дети, которые правильно выполняют упражнения, «дают звук» по подражанию на первом занятии, но чаще встречаются те, с которыми надо долго работать.
• Прогнозы давать очень трудно, так как все дети разные, и у них все бывает по – разному. Казалось бы, одно и тоже речевое нарушение, но у одного ребенка оно исправляется быстро, а у второго долго может вообще ничего не получаться.
А теперь играть! Это интересно!
Игра «Цветик – семицветик»
Родители стоят в кругу. По считалке логопеда выбирается тот, кто снимает первый лепесток:
Раз, два, три, четыре,
Посчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
• "Волшебная палочка»"
(дотрагиваясь волшебной палочкой до каждой картинки, измени словечки так: «Был один, а станет много» : стол – столы, пчела – пчелы, карандаш – карандаши)
• "Незнайкины ошибки"
Логопед рассказывает историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке исправить его ошибки.
В осеннем лесу.
Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!
• «Веселый счет» (игра с мячом)
«Мячик бросай и словечки называй» (один ключ, два ключа….пять ключей)
• «Придумай сам» (образование относительных прилагательных):
Ежик из пластилина какой? … (пластилиновый)
Юбочка в полосочку какая? (полосатая)
Кораблик из бумаги какой? (бумажный)
• «Какой? Какая? Какие? Какое?»
Яблоко (какое) – сладкое, сочное, красное, желтое.
Велосипед (какой….
Платье (какое….
Кубики (какие….
• «Скажи наоборот»:
Волк бывает сытым, а бывает … (голодным)
Волосы бывают темные, а бывают (светлыми)
Великан сильный, а Дюймовочка (слабая)
Воздушный шар легкий, а камень … (тяжелый)
• «В гостях у гномов»»
«Мячик маленький поймай, да словечко приласкай»
(нос – носик, замок – замочек) и т. д.
Молодцы! Справились со всеми заданиями. Но у нас осталась еще серединка цветка. Она не простая, а сказочная.
Сказка нужна всем – и большим и маленьким.
«Расшифруй сказку»: нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать (этот материал найдет на просторах интернета)
• Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…
• Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
• Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!
Когда выполнены все задания, мольберт поворачивают другой стороной и на нем слово: «Молодцы»
И в заключении хотелось бы сказать: выбирайте для занятий время, когда ребенок в хорошем настроении. И главное – не превращайте игру в работу. И всегда помните, что желание – это множество возможностей.
Большое спасибо всем за участие! До новых встреч!