Марина Гуляева
Семинар-практикум для родителей «К чтению посредством игр со звуками»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для родителей
на тему «К чтению через игры со звуками».
Цель: познакомить родителей с системой обучения грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи 5-7 лет.
Задачи:
- дифференцировать понятия «звук – буква»;
- закрепить понятия о твёрдости и мягкости согласных звуков;
Публикация «Семинар-практикум для родителей „К чтению посредством игр со звуками“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- закрепить умение проводить звуковой анализ слов;
- познакомить с дидактическими играми на звуковой и слоговой анализ слов.
Слайд 1. Большое место в коррекционно-развивающем процессе отведено обучению грамоте. Обучение грамоте – это определённый способ формирования навыка чтения и письма.
Качественное обучение дошкольников грамоте возможно при условии развитого фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.
Многие известные психологи считают, что наиболее благоприятный возраст для начала обучения грамоте - 5 лет, а наиболее оптимальный для обучения чтению – 6 лет.
Процесс обучения грамоте детей с речевыми нарушениями строится на следующих условиях:
• Обучение ведётся только на правильно произносимых звуках и словах (обучение грамоте как продолжение обучения произношения);
• Весь словесный материал знаком детям (все употребляемые на занятии слова знакомы и понятны детям);
• Происходит систематическое повторение и закрепление речевого материала;
• Изучается один и тот же звук и буква;
• Ознакомление с новой буквой осуществляется путём анализа её элементов (из скольких палочек, кружочков состоит буква, на что она похожа).
Слайд 2. Обучение грамоте рассчитано на 2 года – в старшей и подготовительной к школе группах.
На первом году коррекционной работы дошкольники приобретают чёткие представления о каждом звуке (гласный или согласный, твёрдый или мягкий, глухой или звонкий, совершенствуют навык звукового анализа и синтеза : учатся выделять
первый гласный и согласный звук в словах, анализировать звуковые сочетания (АУ; УА; МУ; НО, определять наличие звука в слове и т. п. (без введения букв). Игры, которые нам в этом помогают:
• «Поймай звук»;
• «Назови первый звук в слове»;
• «Назови последний звук в слове»;
• «Придумай слова со звука…»;
• «Место звука в слове»;
• «Третий лишний»;
• «Назови звуки».
Слайд 3. Второй год обучения (подготовительная группа) предполагает следующее:
• С первых же занятий даётся буквенное изображение изучаемых звуков, что способствует более быстрому запоминанию букв;
• Название букв даётся в соответствии с произнесением звука (ни [ка], а [к]; ни [мэ], а [м], что способствует формированию навыка плавного, слитного послогового чтения;
• Анализу подвергаются только слова, написание которых не расходится с произношением (кошка, вилка, а не окно или осёл).
Уважаемые родители, игры и упражнения, которые сейчас будут предложены вашему вниманию, могут использоваться вами дома. Мы поиграем с вами в звуковые игры, «пропустим их через себя», чтобы легко т радостно играть в них со своими детьми.
Слайд 4. Итак, кто помнит, чем же отличаются звуки от букв? Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем!
Слайд 5. На какие две группы делятся звуки? Звуки речи бывают гласными и согласными. Почему одни звуки называются гласными, другие согласные? В чём главное их отличие? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, при произнесении согласных во рту есть препятствие).
Какие бывают согласные звуки? Согласные делятся на твёрдые и мягкие. Гласные звуки обозначаем красным цветом, твёрдые согласные – синим, а мягкие согласные – зелёным. Давайте поиграем в игры, помогающие различать твёрдые и мягкие согласные.
Слайд 6. Предлагаю вам поиграть в игру «Покажи флажок». Если в слове вы слышите твёрдый звук [С], покажите синий флажок, а если мягкий звук [С`] – зелёный.
Слайд 7. А теперь предлагаю вам выполнить звуковой анализ слов лимон, малина. Возьмите звуковые коробочки. Проверьте себя.
Слайд 8. Следующая игра «Скажи наоборот». Слово с твёрдым звуком [С] превратите в слово с мягким звуком [С`].
Слайды 9,10. Мы с детьми часто играем в игру «Новое слово». Необходимо составить слово, выделив первые звуки из названий картинок.
Выделяя последовательно звуки в слове, научите ребёнка интонационно подчёркивать, последовательно протягивать каждый звук в слове, например, слово «сон» (сссон – первый звук с, сооон – второй звук о, соннннн – третий звук н
Слайд 11. Для закрепления определения места звуков в слове можно поиграть в игру «цепочка слов» : каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего слова.
Слайд 12,13, 14. На занятиях по обучению грамоте дети второго года обучения учатся делить слова на слоги, выделять из слова заданный слог: первый, последний, второй и т. п. Для этой цели мы используем игру «Слоговое лото». Давайте и мы попробуем справиться с этой задачей. Составьте слово по первым слогам названий картинок (по вторым слогам, по последним слогам).
Игра «Цепочка слов» - детям предлагается называть слова по одному так, чтобы следующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова, например: слон – нос – собака – арбуз и т. д.
Слайд 15. Как легко выучить с ребенком буквы? Ведь всем известно, что дети намного легче, быстрее и охотнее запоминают информацию, если ее предоставить в виде игры. Так давайте же этим воспользуемся!
Для того, чтобы выучить буквы, можно их писать разнообразными способами:
• карандашами, мелками, ручками и фломастерами на листике бумаги
• можно писать буквы обычными красками, гуашью, а также пустить в ход пальчиковые краски
• мелом на улице во время прогулок
• мелом или специальными маркерами на мольберте
• вырисовываем буквы с помощью палочки на песке, в манной крупе или на муке, насыпанной на подносе
• пишем на стене во время купания при помощи зубной пасты.
Буквы можно лепить – из глины, пластилина, соленого теста.
Можно вырезать буквы из листа бумаги или картона и предложить их разукрасить в тот цвет, который ребёнку больше нравится.
При изучении букв можно включать аппликацию в занятия. Для разнообразия можно делать аппликацию не только из цветной бумаги, но и из макаронных изделий, круп, ракушек, камушков песка, выкладывая ими буквы.
Вместе с ребенком листайте журналы, находите самые красивые буквы, называйте их и вырезайте.
Интересно изучать буквы с помощью ассоциаций. Буква Д – похожа на дом, О – круглая, как колечко, С – похожа на полумесяц, а Е – на лесенку, Ё – с шишками на голове и т. д.
Слайд 16. Опыт работы показывает, что использование данных игр и упражнений позволяет добиться положительных результатов в обучении грамоте дошкольников с нарушениями речи. Необходимо поддерживать у ребёнка желание заниматься. Будьте терпеливы с ребёнком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.
Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!