Шушаник Саарян
Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика для малышей как средство профилактики речевых нарушений«
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата детей и повысить уровень компетентности в вопросах профилактики речевых нарушений, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям по развитию правильного звукопроизношения в домашних условиях.
Задачи:
1. Заинтересовать родителей речью собственного ребенка;
2. Показать родителям особенности состояния артикуляционного аппарата во время произнесения гласных и согласных звуков;
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Артикуляционная гимнастика для малышей как средство профилактики речевых нарушений„» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата и сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
4. Познакомить с комплексами основных профилактических артикуляционных игр-упражнений; с игровыми приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;
5. Дать рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях;
6. Повысить уровень компетентности родителей в представлении умении по развитию правильного звукопроизношения у детей;
7. Расширить степень включенности родителей в реализацию работы в рамках проекта по речевому развитию детей.
Участники семинара : родители группы «Репка»,
учитель- логопед (ведущий практикума).
Продолжительность: 45-50 минут
Информационно - техническое обеспечение: схемы-профили артикуляции, презентация наглядно-дидактических пособий, картинки-задания, буклет «Артикуляционная гимнастика», памятка «Веселые упражнения для язычка»
Оборудование: 5 столов, стулья, зеркала, чайные ложки, ватные шарики, чупа-чупсы, шарики на верёвочке, трубочки для коктейля, бинт, блюдца, варенье, печенье, схемы-профили артикуляции, «Дневники речи» иручки на каждого участника семинара, компьютер.
Предварительная подготовка
1. Подбор и изучение литературы по теме семинара.
2. Оформление «Дневников речи» с рекомендациями для родителей.
3. Разработка буклета для родителей «Артикуляционная гимнастика» и памятки «Веселые упражнения для язычка».
Ход:
1. Организационный момент:
Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что пришли на наше мероприятие. Я очень рада Вас видеть!
2. Выступление учителя-логопеда по теме: «Артикуляционная гимнастика для малышей, как средство профилактики речевых нарушений».
Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения звуков. Они обусловлены тем, что у ребенка данного возраста ещё недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппарат. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата слабые и нетренированные. Всё это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка недостаточно чёткие и согласованные.
Строение речевого аппарата
Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.
Как образуются звуки речи?
Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей артикуляторного аппарата. Звуки речи возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть.
Этот рисунок (Рис. №2) дает представление о том, как работают речевые органы во время звукообразования во рту.
Мягкое небо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть – подниматься и опускаться.
Голосовые связки могут раскрываться при произношении глухих звуков, а при произношении звонких - сближаться и вибрировать.
Самыми активными и подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, именно их положение формирует каждый звук речи. Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. Благодаря подвижности язык может создавать разнообразие артикуляций, которые способствуют правильному звукопроизношению. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.
Итак, артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Т. е. цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой :
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
3. Совместная деятельность учителя-логопеда родителей и детей
Логопед: Сейчас, уважаемые родители, давайте вместе со мной попробуем выполнить несколько артикуляционных упражнений.
работа с профилями артикуляции (демонстрация профилей, объяснение логопедом особенностей артикуляции звуков [c], [з], [ш], [ж], [л], [р]);
самостоятельное выполнение родителями артикуляции данных звуков по схеме-профилю перед зеркалом;
демонстрация, объяснение и показ выполнения артикуляционных игр-упражнений учителем-логопедом и совместное выполнение их с родителями и детьми :
"Трубочка", "Улыбочка", "Лопаточка", "Чашечка", "Фокус", "Парус", " Грибок", "Лошадка", "Часики", "Вкусное варенье", "Маляр", "Качели", "Киска сердится", "Дятел".
Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.
Одним из наиболее сложных видов логопедической работы является развитие и коррекция речевых возможностей у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Малый опыт игровой деятельности, неполноценные знания об окружающем мире, недостаточно сформированный уровень физических способностей не позволяют детям данного возраста заниматься каким-либо делом долго и качественно. Родители вынуждены тратить очень много времени на коррекцию поведения, а не на выполнение артикуляционной гимнастики. Бывают случаи, когда дети просто отказываются выполнять упражнения у зеркала, отвлекается, капризничает, начинает баловаться, а то и вовсе демонстрирует негативизм и т. д. С подобной ситуацией родители и педагоги встречаются не редко. Как же сделать, чтоб подобные занятия были в радость ребёнку, доступны и понятны? А начинать развитие артикуляционных умений необходимо с бытовых навыков гигиены и приёма пищи, используя непроизвольные движения языка, челюсти и губ в виде игр. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
4. Знакомство родителей с артикуляционными упражнениями с использованием нетрадиционных приспособлений.
Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения с нетрадиционными приспособлениями, демонстрирует правильное выполнение. Родители и дети перед зеркалами повторяют упражнения самостоятельно.
Упражнение с карандашом.
«Собачка с косточкой»
Выполняется лежа на спине без подушки. Ребенку предложить зажать крепко карандаш зубами и постучать языком за верхними зубами, произнося звук: Д, дддддддддддд.
Упражнения с ложкой.
Язык в позе - «Лопаточка», похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.
Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.
Языком облизывать ложку с обеих сторон.
Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
Игры с ватными шариками, бутылочками
«Воздушный футбол»
Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки). Обратите внимание! Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
«Фокус» или «Снежинка на носу»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Обратите внимание! Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. Не сжимать язык зубами. Выдох должен быть плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков.
«Поющая бутылочка»
Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук. Это очень нравится детям.
Обратите внимание! Следите за тем, чтобы не надувались щёки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения свистящих звуков.
Упражнения с чупа-чупсом: «Сладкая зарядка»
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
Сжать чупа-чупс губами и удерживать его 5-10 секунд.
Удерживая чупа-чупс губами, подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
Приоткрыть рот, губы разведены в улыбку, сделать упражнение «чашечка», положить в чашечку леденец и удерживать леденец только языком в течении 5-10 секунд.
Поднять широкий язык к небу упражнение «грибок», прижать язык леденцом снизу к небу.
Выполнять движение леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
Упражнения с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.
Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".
Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.
Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом
Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.
1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.
2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т. д. Выполняется 10 раз.
3. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.
4. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.
5. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.
6. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.
7. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика").
5. Рекомендации родителям по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
• Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
• Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
• Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
• При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
• Знакомить с упражнениями нужно постепенно. Из выполняемых упражнений новым может быть только одно. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
• Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
• Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем, если ребенок не может дотянуться язычком до носика, верхней губы. Можно смазать её вареньем, шоколадом, тем, что любит ваш ребенок.
6. Мотивируем ребенка.
Если ребенок не хочет заниматься, не выполняет ваши инструкции (просьбы). В первую очередь необходимо:
• Занятия необходимо проводить ежедневно. Повторение – мать учения.
• Использовать элементы соревнования (Кто быстрее? Кто лучше?. Подключайте к играм бабушек, пап, дедушек, всех членов семьи. Например вы делаете артикуляционную гимнастике. Со словами: «Кто лучше выполнит упражнение? Папа или мама. Ребенок обязательно заинтересуется и подключиться к игре.
• Используйте пищевое подкрепление»маленькие поощрения» («сделаем упражнения и скушаем…. За каждое упражнение, ты получишь изюминку.
• Чаще меняйте виды деятельности, не сидите над одним упражнением более 10 секунд. Если ребенок не хочет выполнять одно упражнение, так как оно у него не получается, то перейдите к другому. Будьте гибкими и подстраивайтесь под ребенка.
• Произносите правильные инструкции без лишних слов: «Посмотри на картинку!». Неправильно будет «Давай, пожалуйста, посмотрим на эти картинки». Обилие лишних слов затрудняет развитее понимание речи а детей младшего возраста.
• Начать игру с ребенком можно в необычном для ребенка месте (под столом, под покрывалом и т. д.)
• Чтобы привлечь внимание ребенка, можно положить его ручки на своё лицо и начинать одновременно артикуляционную гимнастику самой. Реакция ребёнка не заставит себя ждать.
7. Обмен впечатлениями о семинаре-практикуме.
Предлагаю поделиться своими мыслями о том, что вы открыли для себя нового.
1. Интересна ли была тема семинара-практикума?
2. Что полезного для себя Вы узнали?
3. Считаете ли Вы, что артикуляционная гимнастика способствуют правильному звукопроизношению ребенка? Почему?
4. Будите ли Вы испытывать трудности при проведении артикуляционной гимнастики с ребенком в домашних условиях? Какие? Почему?
5. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?
6. Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?
Вот наша встреча подошла к концу. Если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости выполнения артикуляционных упражнений для правильного звукопроизношения ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы можем ему в этом помочь.