Светлана Новикова
Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
Участники: родители и дети.
Цель:
- познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский сад № 2» Рязанской области, п. Милославское.
Задачи:
-обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- показать значимость применения логоритмических занятий для речевого развития дошкольников.
План проведения:
Публикация «Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Средняя группа
- Темочки
1. Вводная часть: знакомство с понятием: «логоритмика».
2. Практическая часть:
- знакомство с пальчиковыми играми;
-знакомство с музыкально-ритмическими играми и играми на развитие общей моторики;
- знакомство с артикуляционными играми и артикуляционной гимнастикой;
- знакомство с играми на развитие: зрительной, слуховой, моторной памяти и внимания.
3. Рефлексия. Раздача памяток.
Вводная часть:
Уважаемые родители! Вам знакома ситуация, когда Ваш ребенок говорит много и без умолку, но большую часть в его речи невозможно разобрать? Или напротив, ребенку уже исполнилось три года, но он практически не разговаривает? Вот поэтому на протяжении уже двух лет мы и занимаемся логоритмикой.
А что такое логоритмика?
Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением.
Как это выглядит ваши дети вам покажут, присоединяйтесь!
Музыкально-ритмическая игра «Топ, да топ»
Одна из основных задач логоритмики – устранение речевых нарушений. И вот эта музыкальная игра — это только один из элементов логоритмических занятий. Кроме музыкальных игр, логоритмические занятия включают: пальчиковые игры, игры на развитие общей моторики, артикуляционную гимнастику, игры на звукоподражание, игры на развитие памяти и внимания и многое другое.
«А стоит ли заниматься с ребенком, у которого подобные нарушения отсутствуют или еще неясно, присутствуют ли, так как он слишком мал?» - спросите вы. Думаю, что нужно, ведь на самом деле ребенок воспринимает такие занятия как игру, а какой ребенок не любит играть? Так что с одной стороны, можно не ломать голову, чем занять ребенка, а с другой это приносить ему пользу, так как занятия по логоритмике помогут сформировать и развить общую и мелкую моторику.
Поговорим о каждом из элементов логоритмического занятия.
Практическая часть
Пальчиковые игры.
Игры на развитие мелкой моторики – пальчиковые игры. В пальчиковые игры мы играем с ясельной группы.
Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует определенная связь, т. к. двигательные центры пальцев рук находятся рядом с речевым центром головного мозга и при работе пальцев рук импульсы как волны расходятся раздражая и активизируя речевой центр.
Сейчас вместе с детьми мы поиграем. (Играем в пальчиковые игры «На поляне дом стоит», «Рыбка плавает в водице», «Сидит белка на тележке»)
Данная пальчиковая игра, «Сидит белка на тележке», еще и ритмическая, она развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов и фраз в нашем арсенале занятий таких игр достаточно.
Музыкально-ритмические игры и игры на развитие общей моторики.
А сейчас мы поиграем в музыкально – ритмическую игру, направленную на развитие общей моторики: «Зайка серенький сидит…» (Играем в игру)
И еще одна ритмическая игра: «Мы топаем ногами…» При помощи двигательных упражнений и заучивания стихов развивается речь, координация и моторика детей.
Артикуляционные игры и артикуляционная гимнастика.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. В этих целях мы проводим артикуляционные игры и гимнастику.
Сейчас мы поведаем вам сказку о веселом язычке…
Сказка о весёлом Язычке (артикуляционная игра)
Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)
Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, зубы обнажены-повторить 3-5 раз)
А на крыше домика была высокая труба. (губы в трубочку-повторить 3 раза)
Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко. (широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза)
Посмотрел язычок на солнышко (язык поднять вверх к носу,
потом на травку (язык опустить вниз, понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).
Гулял, гулял Язычок, увидел качели, решил покачаться на них (язычок тянуть вверх к носу, затем вниз к подбородку-по 5 раз)
Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против)
Потом захотелось ему пить (язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).
А потом он стал чистить зубки (рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам-по 3 повтора).
Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес (цокать).
А в лесу он увидел грибы и стал их собирать (язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз).
А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки (рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую-по 5 раз).
Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за нижними зубами:С-С-С-С,
И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях :Ш-Ш-Ш (язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).
А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д… (рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)
Как хорошо в лесу!
Игры на звукоподражание и чистоговорки.
Вы обратили внимание, что наша сказка содержит не только артикуляционные упражнения, но некоторые элементы звукоподражания.
Задачи звукоподражания и чистоговорок: улучшение речи детей, автоматизация поставленных звуков в речи детей, улучшение дикции детей. Данные игры и упражнения способствуют развитию внимания, памяти, воображения. Ребята, вспомнить песню «Купим мы, бабушка» (Поем песню)
Игры на развитие памяти и внимания.
Ну и последнее, что мы хотели бы вам показать, но далеко не последнее чем мы занимаемся на занятиях по логоритмике, это игры на развитие памяти и внимания. Игры мы проводим на развитие: зрительной, слуховой, моторной памяти.
Поиграем в игру на развитие слуховой памяти. (Играем в игру «Вот лягушка»)
Рефлексия.
Ну что же, уважаемые родители, наш мастер-класс закончен и я вам предлагаю одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию (Проводится рефлексия «Слово дня»)
Если вас заинтересовала наша работа и вы бы хотели заняться логоритмикой дома, но не знаете с чего начать я предлагаю вам памятку по занятию логоритмикой дома. (Раздаю памятки.)