Любовь Васильева
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков.
Приходится ли нам, взрослым, задумываться в процессе говорения о том, какие движения и сколько производят наш язык, губы, мягкое небо? Конечно же, нет!
Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Для чистого и выразительного произношения звуков у ребенка необходимо сформировать подвижность и переключаемость органов артикуляции. Нам понадобиться артикуляционная гимнастика, чтобы сделать сильными, упругими и подвижными органы речи: мягкое небо, губы, язык, мимическую мускулатуру, маленький язычок.
При проведении артикуляционной гимнастики обязательно соблюдается некая последовательность, дозированность.
Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики находятся перед настенным зеркалом, так как необходим визуальный контакт. Можно использовать настольное зеркало.
У ребенка существует сложность самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Все движения показывает взрослый, а ребенок повторяет.
Чтобы артикуляционная гимнастика достигла своей цели необходимо следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
В процессе автоматизации вырабатывается кинестетическое ощущение каждого движения, и необходимость в зрительном контроле постепенно отпадает, движение становится правильным, легким, точным и привычным, может производиться в любом темпе
Делать артикуляционную гимнастику желательно сидя, чтобы ноги, руки, спина не были напряжены.
Попробуйте отнестись к малышу без особых придирок и нравоучений о правильности выполнения гимнастики. Сегодня не так получилось, как бы хотелось, а завтра еще как получится. А сколько радости и удовольствия появится у ребенка! Он это сделал, да еще как.
Именно игровая форма выполнения упражнений позволяет снимать утомляемость, не вызывает негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Можете сами придумать названия упражнениям для язычка, так как ничто не утомляет ребенка, как однообразие. Например: положение плоского языка «Лопата» можно сравнить с блинчиком, а узкого – с иголкой, морковкой, ракетой. Включаем немного фантазии, игривости и все получится.
Артикуляционные упражнения могут быть беззвучными – без включения голоса и - с участием голоса.
Вот несколько упражнений, попробуйте их сделать:
"Улыбка" – удерживать сильно растянутые губы в улыбке, зубы не видны.
"Трубочка" ("Хоботок") – вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты).
"Заборчик" – улыбнуться, зубы сомкнуты и видны, удерживать губы в таком положении.
"Лопаточка" - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.
"Чашечка" - рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуть к верхним зубам, но не касаться их.
"Горка" - рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.
«Иголочка" - рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким.
Это лишь маленькая частичка артикуляционной гимнастики. Следует акцентировать внимание не на количестве упражнений, а на качественном их выполнении.
С большим интересом воспринимаются детьми интересные истории, сказки обыгрывание их с помощью артикуляционных упражнений.
К таким относятся «Артикуляционная гимнастика «Тру-ля-ля!», сказка «Веселый язычок», «Помогите Буратино говорить» и много других.
Авторы данных пособий предлагают проводить артикуляционную гимнастику в сопровождении стихотворных текстов, рифмовок или на основе сказочного сюжета.