Юлия Иващенко
Семинар-практикум для родителей «Ум ребенка — в пальчиках»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для родителей
«Ум ребенка в пальчиках».
Цель:
Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
Ход мероприятия.
1. Выступление: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
«Ум ребенка – в пальчиках»
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Ум ребенка — в пальчиках“» размещена в разделах
Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
2. Игротренинг.
Пальчиковые игры.
Капуста
Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
Как же быть без хруста
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан) .
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим (щепотками)
Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулаки)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю-
Всех я вас приветствую!
На первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга.
Массаж шестигранными карандашами.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Массаж грецкими орехами (шишками) .
Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Я катаю свой орех
Чтобы был быстрее всех.
3. Практикум «Играем с детьми» (Проводится совместно с детьми).
Игры с прищепками.
1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
2. Представьте вместе с малышом, что прищепки - это маленькие иголки. Ежик, выполненный из картона, потерял свои колючки. Ну, а малышу надо помочь ежику прикрепить прищепки.
3. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.
Можно сопровождать работу проговариванием стишка:
«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку».
Игры с сыпучими материалами.
Для игр можно использовать любые крупы: гречку, рис, горох, фасоль, бобы, пшено, рожки, спиральки, ракушки и так далее.
Начните со знакомства с крупами – в глубокую миску насыпьте слой крупы и предложите ребенку потрогать ее вместе с вами, погрузить в нее руки. Предложить малышу отделить цветную фасоль от белой или горох от кукурузы.
Насыпьте в емкость среднего размера довольно большое количество крупы и спрячьте в ней небольшие игрушки. При помощи пальчиков проводите «раскопки», чтобы найти спрятанные «сокровища».
Рисование на крупе.
Рисуйте дорожки, круги, спирали, линии и точки на рассыпанной на тарелке или подносе крупе мелкого и среднего помола. Чем старше ребенок, тем более сложные изображения можно с ним рисовать.
Работа с тестом.
Лепить можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова.
4. Памятка: «Развиваем мелкую моторику рук у малышей»