Приложение МААМ

Семинар-практикум для родителей «Кризис 3-х лет»

Елена Филонова
Семинар-практикум для родителей «Кризис 3-х лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для родителей «Кризис 3 лет»

Цель: познакомить родителей с особенностями протекания кризиса трех лет. Знакомство со способами оценки деятельности и поведения ребенка

Игра «Наш малыш»

Цель: настрой на общую работу, мини-диагностика детско-родительских отношений.

Инструкция. «Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз».

- Наш малыш стал очень любопытным.

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Кризис 3-х лет“» размещена в разделах

- Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!

- Наш малыш стал довольно часто упрямиться.

- Наш малыш отказывается спать в привычное время.

- Наш малыш капризничает во время еды.

- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.

- Наш малыш не хочет прибирать игрушки после игры.

- Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.

- Наш малыш любит с нами играть.

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника.

Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Этот возраст хорошо характеризует стихотворение психолога Л. А. Булдакова:

Я негативен и упрям,

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно недоволен.

Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О боже! Как же тяжелы

Сердечные оковы.

Система "Я" кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я - самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.

Возраст 3 – х лет характеризуется как «трудный». Его трудность состоит в том, что, начиная отделятся от взрослых ребенок проявляет всевозрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство. Это говорит о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

«Кризис 3-х лет» :

Л. С. Выготский «Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими»

Д. Б. Эльконин «…кризис трех лет - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я».

Определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. (от 2 до 4 лет)

Л. С. Выготский описывает основные симптомы, характерные для поведения ребёнка в период кризиса 3 лет :

• Негативизм. Ребёнок отказывается делать то, что его просят, не потому, что ему не хочется, а из-за того, что его попросили об этом. Главное для ребёнка не установление истины, а спор со взрослым, противоборство с ним – это его основная цель.

• Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.

• Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла.

• Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка: «дура».

• Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», — писал Л. С. Выготский.

• Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

• Деспотизм. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Давайте с вами попробуем прожить некоторые ситуации из жизни. Упражнение «Ситуация»

Инструкция: как бы вы реагировали на ситуацию

- во время разговора с подругой ребенок тянет вас за руку, ноет, перебивает, пытается привлечь ваше внимание.

- ребенок плюнул в бабушку.

- ребенок падает на пол и кричит.

- ребенок назвал маму «дурой»

Обсуждение актуальности ситуаций, что чувствовали участники, как себя вели.

Мини лекция об обратной связи относительно поведения ребенка, использовании «Я-сообщений» для оценки поведения ребенка.

1. выражение взрослым своих чувств (я)

2. описание поведения или поступка ребенка в безличной форме (когда кто-то)

3. описание причин возникновения негативной реакции взрослого (потому что)

4. описание последствий поведения ребенка (не всегда, чтобы не соскользнуть на манипуляцию)

Повторение упражнения «Ситуация» по правилам обратной связи.

Часто родители употребляют такие фразы:

• “Пошли скорее, сколько тебя ждать!”

• “Ешь, иначе не получишь десерт. ”

• “Убери за собой”

• “Не мешай!”

• “Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть. ”

• “Ляжешь ты, наконец, спать!”

• “По попе захотел?”

• “Чтобы я никаких “не хочу” не слышала!”

• “Сколько раз повторять”

• “Руки помыл?”

Но эти фразы не желательны если ваш ребенок переживает кризис 3 лет. Давайте придумаем альтернативу.

• “На старт, внимание… марш! Побежали!”

• “После того, как исчезнет эта крооохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное. ”

• “Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…”

• “Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник. ”

• “Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?”

• “Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?”

• Интересно, кому это я сейчас ухи оторву и шею намылю?”

• “Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!”

• “Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали. ”

• “Спорим, что вода с твоих рук потечет черная вода?”

А сейчас я предлагаю вам заполнить «Ладошки мудрости»

Каждый из родителей написал имя своего малыша на ладошке и к каждой букве имени подобрали положительное качество, которое характерно для своего ребенка.

На эти лучшие качества нужно опираться в период кризиса 3 лет, а всё, что вам не нравится, при правильном подходе, испарится на солнце, как вода после дождя.

Чтобы кризис прошел благополучно, любите, уважайте и берегите своего ребенка!

Он в своем роде один, неповторимый, ваш самый близкий человек!

Успехов вам в воспитании детей!

Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей «Как заниматься с детьми дома» Тема: «Как заниматься с ребенком дома» Форма проведения: семинар-практикум. Аудитория: родители. Количество участников: 6 родителей..

«Учимся говорить правильно». Семинар-практикум для родителей Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях Задачи: o активизировать.

Семинар для родителей «Кризис трех лет» Семинар для родителей «Кризис 3-х лет»Цель: повышение компетентности родителей в вопросе возрастных особенностей детей раннего возраста.

Семинар-практикум для родителей (фотоотчет)Семинар-практикум для родителей (фотоотчет) 28 января 2015года под руководством воспитателей Гафаровой Е. И, Баевой Н. В. и логопеда Тирских О. В, в подготовительной группе «Моторчики».

Семинар-практикум для родителей «Цветок здоровья». Цель: формирование привычки к здоровому образу жизни у детей и родителей; побуждение родителей проявлять заботу о психическом здоровье детей.

Семинар-практикум для родителей «Как заниматься с детьми дома» Задачи: 1. Расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних условиях. 2. Познакомить с правилами организации артикуляционной.

Семинар-практикум для родителей логопедической группы «Значение артикуляционной гимнастики, развитие мелкой моторики»Семинар-практикум для родителей логопедической группы «Значение артикуляционной гимнастики, развитие мелкой моторики» «Значение артикуляционной гимнастики, развитие мелкой моторики в коррекционной логопедической работе" Показ артикуляционной гимнастики и.

Семинар-практикум для родителей «Общаться с агрессивным ребенком. Как?» Семинар-практикум для родителей «Общаться с агрессивным ребенком. Как?» Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых.

Семинар-практикум для родителей «В игре готовимся к школе» «Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать – им требуется уметь играть». Ф. Роджерс. Цель: создание условий для включения.

Семинар-тренинг для родителей «Кризис ребёнка трёх лет» ЦЕЛЬ: - актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого-педагогическую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Кризис 3-х лет»
Опубликовано: 8 октября 2015 в 17:02
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Кризис 3-х лет»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Филонова (УИ 114633) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД