Лилия Гилязова
«Учимся говорить правильно». Семинар-практикум для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях
Задачи:
o активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики;
o познакомить родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;
o показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата;
o сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;
Публикация «„Учимся говорить правильно“, Семинар-практикум для родителей» размещена в разделах
o обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений;
o познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;
o формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
o расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.
o научить родителей создавать условия для проведения артикуляционной гимнастики и целенаправленного ротового выдоха в домашней обстановке
Материалы и оборудование: Средства ТСО: мультимедийная установка, компьютер, столы, стулья, сенсорный комплекс с водой.
Демонстрационный материал: видео презентация, картинки на артикуляционные упражнения, игрушки на повышение мотивации к занятиям, самодельные пособия на развитие воздушной струи, литература с комплексами артикуляционной гимнастики, учебная литература.
Раздаточный материал: к артикуляционным играм-упражнениям (тарелки с печеньем, конфеты чупа-чупс, кусочки фруктов, конфета Фрутелла) и для дыхательной гимнастики (дудочки, свистульки, коктейльные трубочки, теннисный шарик, кубики, шнурки, стаканы с водой, вертушки, мыльные пузыри, легкие рыбки-игрушки) .
В зале организована выставка:
1) научно-методической литературы;
2) развивающих игр, направленных на развитие воздушной струи
3) книги, сборники артикуляционных комплексов в игровой форме, иллюстрации к артикуляционной гимнастике, фотографии различных артикуляционных укладов, рекомендации к проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики (этот материал родители могут забрать домой для проведения индивидуальной работы).
1. Здравствуйте, дорогие слушатели.
Я, Гилязова Лилия Социаловна, учитель-логопед, дошкольного отделения Образовательного комплекса 1968.
2. В дошкольном отделении, для работы с детьми, организован логопункт. На логопункт, зачисляются дети c 5-ти лет,у которых имеются нарушения звукопроизношения и нарушения фонематическго слуха. Направление для занятий на логопункте выдает логопед поликлиники по месту жительства.
3. Количество детей для логопункта ограничено - 25 человек на год. Занятия логопеда с такими детьми проходят 2 раза в неделю, индивидуально, с условием, что родители закрепляют полученные навыки дома, занимаясь по заданиям логопеда.
4. Детям, имеющим сложные речевые нарушения, рекомендуется посещать логопедические детские сады.
5. Все мы, взрослые, желаем чтобы наши дети говорили красиво и правильно. Грамотная, четкая, чистая речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
6. Чтобы ребенок правильно произносил звуки надо развивать артикуляцию. Артикуляция – это работа речевого аппарата.
7. Для четкого произношения звуков нужны упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания.
8. У детей, после трехлет, появляются физиологические возможности для выполнения сложных артикуляционных движений, которые необходимы при образовании правильного звука. Ребенок может поднять кончик языка вверх, напрячь спинку языка; появляется возможность вибрации кончика языка. Это плодотворный возраст для развития органов речи.
9. Таким образом, чтобы сформировать органы речи ребенка, необходимо тренировать мышцы лица, ротовой полости, грудной клетки. Необходимо выполнять специальную логопедическую гимнастику.
10. Логопедическая гимнастика включает в себя артикуляционную гимнастику и упражнения на развитие дыхания.
Выполняя артикуляционную гимнастику, ребенок учится движениям речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков. Такую гимнастику надо проводить в игровой форме. Дети 3-х лет играть самостоятельно не умеют. И здесь мы, взрослые, приходим на помощь со своими выдумками. Многие артикуляционные упражнения основаны на создании естественного рефлекса и самоощущения.
11. Сегодня вашему вниманию хочу представить игры для развития артикуляции, в которые можно играть с детьми в домашних условиях.
Некоторые звуки нашего языка произносятся только при помощи губ и голоса. Многие дети к трем годам не могут, в силу каких-либо причин, сложить губы в трубочку, вытянуть их хоботком, растянуть в улыбку. Первое, что необходимо для развития артикуляции- развить подвижность губ. Этому способствуют игры-упражнения: Кусачки, Бусинки (демонстрация).«КУСАЧКИ» : Покусать зубами или губами мягкий кусок хлеба, твердое печенье и т. д. «БУСИНКИ» : Собрать губами крупные крошки печенья или маленькие круглые конфетки (бусинки). Перенести губами «бусинки» с одной тарелки на другую.
12. Часто мы просим ребенка послать воздушный поцелуй, не задумываясь как это полезно для развития подвижности губ. «ПОЦЕЛУЙ» : Вытянуть губы и поцеловать ладошку, зеркало, игрушку и т. д.
Умываясь в ванне, предлагаю поиграть в игру «ХОМЯК» : Набрать в рот воды, надув обе щеки. Кулачками стукнуть по щекам и с силой выпустить струю воды в раковину. Весело, интересно и полезно. В эту игру можно играть и без воды: сытый и голодный Хомяк.
13. Очень важную роль в произношении звуков играет язык. Ребенок должен ощущать его положение во рту и уметь управлять им. Малышу нелегко объяснить, для чего надо поднять язычок к верхнему небу или погладить щечку изнутри рта. Поэтому, нужно организовать игру так, чтобы создать естественный рефлекс.
Следующие игры-упражнения предназначены для развития подвижности языка.
«СЛАДКИЕ ЩЕКИ» : Леденцом нарисовать линии на внутренней стороне щек, а ребенок с удовольствием эту сладость слижет языком.
«ЯБЛОЧКО» : Положите кусочек фрукта за щеку ребенку, ему захочется вытащить
кусочек яблока из-за щеки.
«ФРУТЕЛЛА» : Многие из Вас дают детям конфеты. Для развития подвижности языка рекомендую Фрутеллу. Она приклеивается во рту к твердому небу и ее хочется отлепить. Таким образом непроизвольно кончик языка поднимается вверх. (демонстрация).
14. Для выполнения упражнений облизывания, создайте для игры сюжет, возьмите игрушку, предложите ребенку: давай с тобой поиграем в кошечку, как кошечка лижет молочко с тарелочки: Облизать широким языком тарелку, намазанную вареньем, Включаем голос приговаривая «Ааах» или «Ааам».
«АХ, КАК ВКУСНО» : Облизать широким языком тарелку, посыпанную мелкими крошками печенья, сахара, приговаривая «ах, как вкусно!»
15. «РЫБАЛКА» : Дотронуться кончиком языка до крупной крошки, чтобы она прилипла и съесть ее (язык – удочка, крошки – рыбки). (демонстрация).
16. Дети любят сладкое. Намажьте губы ребенка вареньем и он непроизвольно будет слизывать варенье с губ. «ВАРЕНЬЕ» : Облизать языком губы по кругу, по 4-м направлениям.
17. Важно научить ребенка управлять мышцами языка : поднимать боковые края. Предложите ребенку поиграть в «УЛИТКУ» : Возьмите сладкую палочку и сделайте углубление в языке –нарисуйте спираль (улитку). Края языка непроизвольно поднимутся, что нам и нужно.
«ЧАШЕЧКА» :Дотроньтесь до середины языка палочкой и сделать небольшое углубление (чашечку, или положите маленькую конфетку, или капайте из пипетки в «чашечку» воду, сок.
18. Чтобы ребенок говорил красиво и правильно, надо у него сформировать речевое дыхание. Для этого должно быть сформировано диафрагмальное дыхание. Формирование речевого дыхания рекомендуется начинать с выработки воздушной струи. У ребенка нужно сформировать достаточно объемный, сильный и направленный выдох через рот. Это необходимое условие для постановки звуков.
19. Для формирования диафрагмального дыхания предлагаю поиграть в игру «ПОКАЧАЙ МИШКУ». Ребенок лежит на спине, мишка на животе. Сделать вдох носом, надуть животик, выдох через рот – животик сдуть, мишку опустить. Вы можете это проделать сидя, положив на живот руку.
20. Существует много игр для развития дыхания. Предлагаю вам те, которые, обязательно понравятся вашему ребенку.
Дуйте с малышом на одуванчик, ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Только надо запомнить правило : вдох носом, выдох через рот, щеки не надуваем.
21. Нравится малышам пускать мыльные пузыри, «делать ветер», чтобы легкие шарики из пенопласта катились по желобку, дуть в бутылочку.
22. В игры на развитие воздушной струи можно играть купаясь в ванне. Наполните таз водой и научите ребенка дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу, например кораблики. Вы можете устроить парусную регату, сравнивая, кто лучше дунул, чей кораблик дальше уплыл. А может быть, это будут рыбки или уточки?
23. Для развития воздушной струи можно использовать коктейльные трубочки. Детям нравится дуть в них создавая «БУРЮ» в стакане или ураган «КОНФЕТТИ».(демонстрация).
24. С такими трубочками игра в «ФУТБОЛ» становится очень занимательной для любого возраста. Можно с ребенком обыграть сказочный сюжет: выложить дорожку из кубиков, шнурков, и покатить по ней Колобка, дуть на него через трубочку. И кого же встретит колобок по дорожке (демонстрация).
25. Какой ребенок не любит рисовать пальчиками на зеркале. Используйте это занятие в целях развития дыхания. Игра «ЗЕРКАЛО» : вдох носом, выдох через широко открытый рот на зеркало. Оно запотевает и на нем можно рисовать пальцем.
26. Не пренебрегайте игрой на музыкальных инструментах! Годятся дудки, губная гармошка, флейта. Можно создать целый оркестр, где у малыша, мамы, папы будут свои партии. Шумно? Зато как интересно!
27. Дорогие слушатели, игр на развитие органов речи очень много. Если с детьми играть в предложенные игры у развиваться артикуляционная моторика, дыхание, внимание, память. Будет формироваться база для успешного овладения родным языком.
Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Своевременная работа с детьми младшего дошкольного возраста по развитию органов артикуляции имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями.