Аноним
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с
использованием метода мнемотехники.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н. э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Публикация «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Мнемотехника[/b]-это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и мнемосхем.
Суть мнемосхем: заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.
Проблема: не сформированность связной речи у детей дошкольного возраста.
Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания.
Основа : развитие творческого познания.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному: Воробьёва В. М. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками –квадратами, Большева Т. В. -коллажем, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа. Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица. Мнемоквадрат - это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д. (отдельный квадрат)
Суть мнемодорожек заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы- рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются: предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры. Используют мнемотаблицы для:
• -обогащения словарного запаса,
• -при обучении составлению рассказов (по картине и серии картин, описательных рассказов, творческих рассказов,
• -при пересказах художественной литературы,
• -при отгадывании и загадывании загадок,
• -при заучивании стихов.
Этапы работы с мнемотаблицей на занятиях. /b]
1. Чтение произведения 2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. Замещение ключевых слов в предложениях значками-символами; зарисовка предметов и явлений природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда); 3. Самостоятельное, заполнение мнемотаблиц с помощью знаков- символов. Использовать схему-модель как план рассказа. 4. Пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели, творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели. 5. Закреплять изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.
Педагогам предложено самим составить мнемотаблицы по сказкам:»Теремок» и «Три медведя».