Ризида Саночкина
Семинар-практикум «Я с тобой, малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Я с тобой, малыш»
для родителей (доадаптационный период)
Сроки проведения: апрель (май)
Место проведения: музыкальный зал.
Кто проводит: педагог-психолог.
Предварительная работа:
- анкетирование родителей;
-сочинение «Мой ребенок», рисование «Портрет моего ребенка».
- лекция с элементами диалога «Ребенок идет в детский сад»
Ход семинара-практикума
Педагог-психолог: представляется, объявляет цель встречи.
Публикация «Семинар-практикум „Я с тобой, малыш“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Цели: оказать психолого-педагогическую поддержку родителям в подготовке ребенка к детскому саду.
Задачи:
- формировать положительный настрой родителей на детский сад;
- снижать эмоциональное напряжение и тревогу.
- подготовить родителей к работе в адаптационной группе.
Материал: теннисные мячики (5-6 штук, доска, маркеры или мел, бумага, ручки, бейджи.
Ведущий: «Добрый день, уважаемые родители!» Я рада вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что вы интересно и полезно проведете здесь время.
(Представляюсь)
Цель нашей встречи: оказать психолого-педагогическую поддержку вам в подготовке ребенка к детскому саду.
Правила работы в группе.
В связи с этим мне хотелось бы чтобы вы сами сформулировали для себя свои индивидуальные цели, которых вы бы хотели достичь в результате нашей встречи. (формулирование родителями индивидуальных целей).
(формулирование индивидуальных целей в принципе не вызывает у родителей затруднений).
В процессе заполнения анкет, написания сочинения, рисовании портрета ребенка вы испытывали какие-то чувства.
Вы задумались:
- какой ваш ребенок сейчас;
- какими чертами обладает как личность;
- как проявляет себя по отношению к вам, к окружающим;
-каким вы его видите в будущем и т. д.
Я предлагаю вам упражнение, которое может оказаться для Вас энергоемким, мы попробуем погрузиться в детство, поэтому если тревожитесь за свое эмоциональное состояние, можете не участвовать.
Упражнение «Погружение в детство»
Цели: активизация впечатлений раннего детства, прочувствование эмоционального состояния ребенка в возрасте 2 – 3 лет.
Ведущий: «Сядьте удобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы хорошо чувствовалась опора, спиной обопритесь о спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах.
Представьте себя в детстве, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день. Воздух теплый, пряный, пахнет смолянистыми тополиными почками. Деревья покрываются первыми листочками, и такие высокие, что кажется, своими верхушками достают до неба. Вам два или три года. Вы идете по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, рядом с вами близкий человек, посмотрите кто это, вы берете его за руку и чувствуете его теплую нежную руку.
Мама ведет вас в первый раз в детский сад.
Вы входите в ярко освещенную комнату, видите высокую тетю, незнакомых мальчиков и девочек. В комнате очень шумно. Рядом с высокой тетей стоит девочка, плачет и зовет маму. Тетя ласково зовет вас войти, вы протягиваете руку, чтобы взять маму за рук…а мамы нет.
- Что вы почувствуете в этот момент?
- О чем подумали?»
- Получается у вас представить себя маленьким ребенком?
- Расскажите, что вы чувствуете? Давайте запишем ваши чувства на доске.
(Родителям не удалось погрузиться в детство, кто-то мог себя вспомнить, но более в старшем возрасте. У одной мамы блеснули слезы на глазах, но она быстро справилась).
П-П: даже усилием воли вам не удалось погрузиться в тот возраст, вспомнить те чувства, эмоции, которые вас охватывали? Можно ли предположить, что о состоянии своего ребенка мы можем только догадываться и фантазировать?
(Этот ход получил отклик, родители радостно закивали. Контакт был налажен).
Упражнение «Резиновые мячики»
Цель: прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребенком начала посещения детского сада.
Ведущий: «Посмотрите на мячики (около 10 – 11) в моей корзине – это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Я попрошу мне помочь. Сейчас вы ребенок 2 – 3 лет – Ирочка (раздаю резиновые мячи в руки помощнику). Я даю вам:
• Ощущение одиночества от отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени», и «неизвестно, заберут ли меня домой»;
• Незнакомую обстановку;
• Незнакомых взрослых, мальчиков и девочек;
• Недостаточно развитые навыки самообслуживания (неумение кушать или неаккуратность во время этого процесса, неумение или стеснение попроситься на горшок, неумение одеваться и т. д.);
• Новый режим дня.
Сейчас вы не маленькая девочка, а взрослый человек – мама.
Удобно ли вам держать в руках столько мячей? Что вы чувствуете, если они падают? Что вам хочется сделать?
Давайте вместе назовем те изменения, которые происходят в поведении и настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду.
(Групповая работа)
• Отрицательные эмоции. Неизбежные спутники малыша при адаптации к детскому саду. Ребенок напоминает в это время пришельца: он то сидит, как окаменелый, не отвечает на вопросы, не идет на контакт, то вдруг начинает бегать по группе, вырывается из рук воспитателей и нянь, постоянно подбегает к дверям, дожидаясь прихода родителей.
• Слезы. Малыш часто плачет – от временного хныканья до постоянного, почти непрекращающегося плача. А иногда даже плачет за «компанию» с другими детьми.
• Страх. Ребенок боится многого: незнакомой обстановки, новых людей – воспитателей, порой и сверстников, а больше всего – того, что мама не придет за ним и не заберет его обратно домой. И эти страхи служат источниками стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций.
• Гнев, агрессия. Это стрессовые реакции, выливающиеся во всевозможные конфликты и даже драки между новоиспеченными воспитанниками в детсадовской группе. Нужно понимать, что в это тяжелое для себя время ребенок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются «из ничего», без поводов. Поэтому разумно их игнорировать, а разбирать проблемные ситуации в спокойные моменты.
• «Развитие вспять». Часто бывает, что малыш, прекрасно обученный всем социальным навыкам – самостоятельно есть, мыть руки, одеваться, справлять нужду в специально отведенное место, совсем забывает о своих умениях. И кормят его теперь с ложечки, и штанишки сырые меняют.
• Речевое развитие не только тормозится, но и временно деградирует. Вдруг выясняется, что ребенок помнит только глаголы и междометия.
• Познавательная активность и обучаемость затормаживаются. Лишь ненадолго воспитатели могут завлечь малыша чем-то новым, но интерес быстро проходит.
• Коммуникабельность. Даже если ребенок ранее легко «сходился» со сверстниками – сейчас у него не хватает моральных сил весь день находиться в группе назойливых, невыносимых, вечно орущих и не умеющих себя вести детей. Только когда он привыкает к своему новому кругу общения – налаживает новые контакты, тогда адаптационный кризис пойдет на убыль.
• Сон и аппетит. Дневной сон, к которому малыш привык дома, в саду во время адаптации сбивчив, порой ребенок не ложится вообще. Аппетит тоже оставлять желать лучшего, если не отсутствует совсем.
После упражнения делаем вывод:
Малыш оказавшись в новой обстановке с незнакомыми детьми и взрослыми, испытывает волнение, тревогу, страх, гнев. Ребенок переживает: «Как я без мамы? Не бросили ли меня?». Детям кажется, что если мама ушла, то это навсегда, так как особенность детской психики в том, что дети живут текущим моментом. Привыкание к детскому саду – процесс непростой.
П-П. Все имеет начало, хорошее начало, пол - дела. Давайте вспомним ваше утро с ребенком.
(Родители с удовольствием описывают утро, делятся своими находками)
- во сколько начинается;
- с каким настроением просыпается ребенок;
- что вы делаете, чтобы пробуждение было радостным;…
(В процессе рассказа некоторые родители замечают, что начало дня не у всех одинаковое, это приводит к пониманию – не все дети и родители приходят в детский сад в хорошем, бодром настроении. Совет – никогда не вмешивайтесь в то, что происходит между мамой и ее ребенком, даже если вам хочется, на ваш взгляд помочь маме. Скорее всего, это вызовет негативную реакцию со стороны мамы по отношению к вам, вы услышите: «Не ваше дело», «Смотри за своим ребенком» и т. д.»
Мини-лекция «Возрастные особенности детей»
Рефлексия. Каждый участник говорит, достиг ли он своей индивидуальной цели. Высказывается о своем впечатлении о работе в группе. С чем уходит.
П –П. Благодарю всех за участие в работе группы. Мне приятно было с вами работать. На индивидуальные консультации можно записаться. Ждем вас с вашими детками (установленное время для каждой группы).