Елена Теплова
Семинар-практикум для родителей «Слушая играем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обучение родителей правильной организации работы по развитию фонематического восприятия в ходе игр, игровых упражнений в домашних условиях.
Участники семинара-практикума : учитель-логопед, родители.
Вопросы к обсуждению:
1. Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?
2. Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?
3. С помощью, каких упражнений родители могут самостоятельно развивать фонематическое восприятие своего ребенка?
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Слушая играем“» размещена в разделах
Ход семинара-практикума
1. Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?
Ребенка постоянно окружает множество звуков: как неречевых (журчание ручейка, шелест осенней листвы под ногами, пение птиц, стук молотка, удары мяча и др.) так и речевых (звук-фонема, слово).
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.
Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗа – коСа и т. п.) .
Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Особые трудности возникают у детей с нарушенным фонематическим слухом на этапе обучения грамоте, а именно, при овладении чтением и письмом, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.
2. Возрастные нормы развития фонематического слуха:
Первый год жизни:
ребенок проявляет сосредоточение на резкие звуки, затем прислушивается к более тихим шумам.
Три месяца: малыш отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку.
Четыре месяца: ребенок начинает подражать звукам.
Второй год жизни:
фонематический слух активно развивается. Ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
Третий год жизни:
возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
Четвертый год жизни:
фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
Пятый год жизни:
формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо
3. Система упражнений для развития фонематического слуха.
Игра «Угадай, что звучало».
Внимательно послушайте и угадайте, что это звучит: шум воды, шелест газеты, звон ложек, погремушка и другие бытовые звуки. (Игру можно провести с закрытыми глазами.)
Игра «Шумящие баночки».
Послушать звучание баночек, наполненных крупой, горохом, солью и др. А теперь закройте глаза и на слух определите, что находится в той баночке, которая сейчас звучит.
Игра «Разложи покупки по корзинам».
Перед родителями картинки с изображением двух корзин и купленного предмета. На одной корзине изображён звук [С], а на другой звук [Ш]. Родителям, нужно определить в какую корзину положить покупку (по наличию звука [С] или звука [Ш] в названии предмета)
Игра «Найди пару».
Перед родителями круг разделенный на две части (оранжевого и зеленого цвета) и набор картинок со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом, мишка, миска коза, коса). Логопед раскладывает картинки на оранжевой стороне круга, а родители подбирают схожие по звучанию картинки и раскладывают их на зеленой стороне круга.
Игра «Цепочка».
Логопед предлагает родителям построить «мостик» из кубиков на которых изображены картинки. Кубики должны располагаться таким образом, что бы последний звук в названии одной картинки стал первым для другого.
Игра «Закрой окошки».
Логопед предлагает выполнить звуковой анализ слов с помощью фишек. (Кот, кит, крот, чашка.)
Уважаемые родители, игры с которыми я вас познакомила не потребуют от Вас больших затрат, а ребенку доставят радость и удовольствие от игры. Занимаясь с ребенком, помните, что дети развиваются только в том виде деятельности, в котором они получают удовольствие. Все задания, сделанные против желания ребенка не принесут желаемого результата.