Получи документы

Семинар-практикум для родителей «Слушая играем»

Елена Теплова
Семинар-практикум для родителей «Слушая играем»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Обучение родителей правильной организации работы по развитию фонематического восприятия в ходе игр, игровых упражнений в домашних условиях.

Участники семинара-практикума : учитель-логопед, родители.

Вопросы к обсуждению:

1. Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?

2. Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?

3. С помощью, каких упражнений родители могут самостоятельно развивать фонематическое восприятие своего ребенка?

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Слушая играем“» размещена в разделах

Ход семинара-практикума

1. Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?

Ребенка постоянно окружает множество звуков: как неречевых (журчание ручейка, шелест осенней листвы под ногами, пение птиц, стук молотка, удары мяча и др.) так и речевых (звук-фонема, слово).

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь.

Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗа – коСа и т. п.) .

Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Особые трудности возникают у детей с нарушенным фонематическим слухом на этапе обучения грамоте, а именно, при овладении чтением и письмом, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

2. Возрастные нормы развития фонематического слуха:

Первый год жизни:

ребенок проявляет сосредоточение на резкие звуки, затем прислушивается к более тихим шумам.

Три месяца: малыш отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку.

Четыре месяца: ребенок начинает подражать звукам.

Второй год жизни:

фонематический слух активно развивается. Ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Третий год жизни:

возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

Четвертый год жизни:

фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

Пятый год жизни:

формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо

3. Система упражнений для развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало».

Внимательно послушайте и угадайте, что это звучит: шум воды, шелест газеты, звон ложек, погремушка и другие бытовые звуки. (Игру можно провести с закрытыми глазами.)

Игра «Шумящие баночки».

Послушать звучание баночек, наполненных крупой, горохом, солью и др. А теперь закройте глаза и на слух определите, что находится в той баночке, которая сейчас звучит.

Игра «Разложи покупки по корзинам».

Перед родителями картинки с изображением двух корзин и купленного предмета. На одной корзине изображён звук [С], а на другой звук [Ш]. Родителям, нужно определить в какую корзину положить покупку (по наличию звука [С] или звука [Ш] в названии предмета)

Игра «Найди пару».

Перед родителями круг разделенный на две части (оранжевого и зеленого цвета) и набор картинок со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом, мишка, миска коза, коса). Логопед раскладывает картинки на оранжевой стороне круга, а родители подбирают схожие по звучанию картинки и раскладывают их на зеленой стороне круга.

Игра «Цепочка».

Логопед предлагает родителям построить «мостик» из кубиков на которых изображены картинки. Кубики должны располагаться таким образом, что бы последний звук в названии одной картинки стал первым для другого.

Игра «Закрой окошки».

Логопед предлагает выполнить звуковой анализ слов с помощью фишек. (Кот, кит, крот, чашка.)

Уважаемые родители, игры с которыми я вас познакомила не потребуют от Вас больших затрат, а ребенку доставят радость и удовольствие от игры. Занимаясь с ребенком, помните, что дети развиваются только в том виде деятельности, в котором они получают удовольствие. Все задания, сделанные против желания ребенка не принесут желаемого результата.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей «Роль мелкой моторики в развитии речи» (средняя группа) Семинар практикум для родителей и детей. Цель: Создание условий для повышения педагогической грамотности родителей (законных представителей).

Семинар-практикум для родителей «Игры, в которые играют» Цель: 1. Расширять навыки и знания родителей в игровом общении с детьми на примере игр коренных народов севера. 2. Заинтересовать родителей.

Семинар-практикум для родителей «Ум ребенка — в пальчиках» Семинар – практикум для родителей «Ум ребенка в пальчиках». Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми.

Семинар-практикум для родителей «Как заниматься с детьми дома» Задачи: 1. Расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних условиях. 2. Познакомить с правилами организации артикуляционной.

Семинар-практикум для родителей «Кризис 3-х лет» Семинар-практикум для родителей «Кризис 3 лет» Цель: познакомить родителей с особенностями протекания кризиса трех лет. Знакомство со способами.

Семинар-практикум для родителей «О здоровье всерьёз» Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей. Задачи: Формировать навыки.

Семинар-практикум для родителей «Общаться с агрессивным ребенком. Как?» Семинар-практикум для родителей «Общаться с агрессивным ребенком. Как?» Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых.

Семинар-практикум для родителей «Замечательные ручки» Семинар – практикум для родителей «Замечательные ручки». (старшая группа) Цель: Показать и научить родителей выполнять упражнения на развитие.

Семинар-практикум для воспитателей «Играем в театр» Цель Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе.

Семинар-практикум для воспитателей «Вместе играем-спину выпрямляем» Ровная спина – это красота, уверенность в себе. Проведите эксперимент: опустите плечи вперёд и походите хотя бы час в таком положении. Ну.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Слушая играем»
Опубликовано: 28 января 2016 в 23:16
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Слушая играем»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Теплова (УИ 167190) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД