Виктория Мансурова
Семинар-практикум для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
№26 «Детский сад «Росинка» 2016 г.
Воспитатель Мансурова Виктория Вячеславовна.
Ход мероприятия:
Упражнение "Ассоциации".
Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое-то слово, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум.
Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово - ассоциацию, и т. д.
В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Проектная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус - час-пик - толкучка - очередь - тысяча рублей - деревянный - Буратино - Папа Карло -:
Начинать игру нужно по очереди, по кругу.
Теоретическая часть
На доске размещено определение понятия, данное в книге «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» (Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина):
«Проект-это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды».
Педагоги и родители хотят, чтобы дети были здоровы и физически развиты, любознательны и активны, способные решать интеллектуальные и личностные задачи, управлять своим поведением и планировать свои действия, владели средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, имели первичные представления об окружающем мире, владели универсальными предпосылками учебной деятельности и необходимыми умениями и навыками. Но ведь важно понимать, что не отдельные качества, а только их совокупность будет способствовать социальной успешности ребенка.
Конечно, современные дети больше информированы об окружающем мире, но как они понимают эту информацию, умеют ли пользоваться ею, искать и находить то, что нужно?
Исходя из вышеизложенного, можно выявить противоречие: между желанием взрослых, чтобы ребенок стал самостоятельным, активным, сохранил свою любознательность и т. п., и состоянием практики, когда окружающие ребенка взрослые в основном все делают и решают сами, требуя от ребенка воспроизведения уже готовых истин.
В условиях детского сада педагоги давно и успешно организуют тематические дни, комплексные познавательные занятия, познавательно-игровую и опытно-исследовательскую деятельность. Педагоги используют вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, решение шарад, кроссвордов и пр. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать построение педагогического процесса на основе принципа интеграции.
/На доске расположен рисунок – схема «Зреющее яблоко». Приложение № 1/
Интеграция в переводе с латинского- это «восстановление до целого», когда из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.
Во-первых, важна интеграция содержания образования, способствующая формированию у дошкольников представления о целостной картине мира и становлению субъектной позиции ребенка.
Во-вторых, интеграция всех субъектов образовательного процесса (дети, родители, педагоги). Такой подход необходим для эффективного решения любых образовательных задач.
В-третьих, интеграция деятельности специалистов усиливает мотивацию детей, позволяет более эффективно использовать время образовательного процесса. Это позволяет организовать «проживание»значимых для детей событий в рамках единого «тематического поля».
Принцип интеграции в полной мере реализуется в проектной деятельности.
Преимущество проектного метода:
• позволяет показать детям спектр возможностей по исследованию мира
• разные пути и способы достижения цели
• использование разных видов деятельности в процессе решения задач
• различные способы получения и обработки информации.
Проектный метод в полной мере отражает принципы ФГОС ДО:
1. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательного процесса.
3. Сотрудничество с семьей.
Практическая часть
За последнее время тема проектной деятельности в нашем дошкольном учреждении поднималась неоднократно. Были тщательно изучены такие вопросы, как типы проектов, структура проекта, этапы, взаимодействия со всеми субъектами на определённых этапах проекта, содержание и многое другое. Имея на руках современную методическую литературу и профессиональную поддержку наших руководителей, всё же приходится сталкиваться с некоторыми трудностями в организации проектной деятельности, возникают вопросы: «Как и с чего начать проект?», «Как заинтересовать детей?» Здесь мы сталкиваемся с проблемой мотивации. Почему ребенок должен делать то, что хочет взрослый? В своих исследованиях, Доронова Т. Н. и Якобсон С. Г. выделяют 3 вида мотивации:
/На доске – чистый лист бумаги. Педагоги высказывают свои предложения, которые кратко записываются, рассматриваются и сообща соотносятся к одному из трех типов/
1. Тип-исходя из потребностей. Потребность в значимости и превосходстве ребенок может реализовать, «помогая» игрушкам, персонажам. Это игровая мотивация.
2. Тип- мотивация общения в условиях помощи взрослому (дети помогают строить горку, убираться в группе).
3 .Тип -мотивация созидания и личной заинтересованности (конечный продукт нужен самому ребенку- поделка для игры, подарок маме).Таким образом, в самом начале проекта должны прозвучать какая-либо проблема, просьба или вопрос, побуждающие детей искать выход из создавшегося положения и комплексно решать задачи.
Предпосылки к определению темы проекта:
1. Что-то делать в присутствии детей (физические упражнения, вышивать, рассказывать стихи и пр.)
2. Просьбы о помощи (реальным людям или персонажам)
3. Что-то внести (предмет, вещь.)
4. Что-то убрать…
5. Организовать ситуацию (сменить мыло на кирпичик, перекрыть воду в кране)
6. Изменить ситуацию, порядок действий, изменить себя
7. Кто-то пришел.
8. Внести героя.
Предварительно определившись с темой, важно представить тему детям, а еще лучше сформулировать совместно в эмоционально-образной форме. Продуктивнее, если в теме уже определен характер деятельности (Пример: «Если мы в поход пойдем- много нового найдем»)
Составляющей любого проекта является наличие определенной группы вопросов.
/ На доске незаполненная схема «Модель трех вопросов». Педагоги помогают ее заполнить/
Вопросы, направляющие проект по намеченной траектории:
1. Основопологающий
2. Проблемные
3 Учебные
Вопросы разных типов поощряют поиск ответов в необходимом направлении, побуждают задавать свои собственные вопросы.
Основополагающий вопрос- Большая идея!
Основополагающий вопрос-это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, философский, не имеющий определенного ответа.
На него можно с равным успехом отвечать с позиции разных предметных областей.
Такой вопрос возбуждает любопытство, заставляет задуматься; он не имеет однозначного ответа.
Проблемный вопрос- так же не имеет определенного ответа, но направлен на изучение отдельной стороны вопроса. Обеспечивает исследование одной части основополагающего вопроса.
Решение проблемных вопросов возможно через экспериментирование, познавательно-исследовательскую деятельность.
Учебные вопросы. Они основываются на фактах. Учебные вопросы требуют четких ответов. Они не требуют доказательств.
Игра «Кружево» (авторская):Ведущий предлагает одному из игроков сформулировать основополагающий вопрос и встать в центр зала. По правилам игры, каждый игрок должен придумать свой вопрос, соответствующий теме предложенной первым игроком. Затем встает рядом с первым и берет его за руку (условно обозначая связь вопросов). Например, «Почему зимой холодно?» + «Что такое холод?» + «Откуда берется тепло?»+ и т. д. Последний участник игры, задав свой вопрос, замыкает круг. Первая "петелька" готова.
Далее, каждый игрок, задавший вопрос, создает свою «петельку», кратко рассказывая о деятельности и участниках, которую он изберет для раскрытия своего вопроса. Например, «Для ответа на мой вопрос, я привлеку родителей к выполнению домашнего задания…» или «Мы с детьми обратимся к помощи библиотекаря через экскурсию» и т. п.
Ведущий: Вот мы сплели первые петельки нашего кружева. Теперь, я предлагаю разделиться на три группы (можно использовать деление по принципу игры «Яблоко, лимон, ананас») и на основе прозвучавших уже здесь вопросов, построить свою схему будущего проекта для детей одного возраста (наример, старшая группа) состоящую:
-Название
- Тип проекта
-«Модель трех вопросов»
- Основной продукт.
После выполнения задания, обсуждаются схемы проектов. При обсуждении, акцентировать внимание на то, как на основе одного вопроса, получились непохожие друг на друга три проекта. Подчеркнуть, что проектная деятельность открывает неисчерпаемый источник творческой фантазии не только для дошкольников, но и для педагогов.
Литература:
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.
3. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
4. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.